Проекты 2004 года - Архитектура

1. Наименование проекта: Разработка механизмов однозначной идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости, хранящихся в различных информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Ключевые слова: Базы данных о физических лицах и объектах недвижимости, персональный учет населения, учет объектов недвижимости, идентификация данных о физических лицах и объектах недвижимости.

3. Цели и задачи проекта:

Цель проекта: содействие развитию системы государственных информационных ресурсов и информационного обмена между ними в части персонального учета населения и кадастрового учета объектов недвижимости через разработку подходов и механизмов однозначной идентификации хранящихся в них данных о физических лицах и объектах недвижимости.

Основными задачами проекта являются:

  1. Анализ международного опыта идентификации физических лиц и объектов недвижимости.
  2. Анализ и разработка предложений по изменению нормативной правовой базы, регламентирующей учет и идентификацию физических лиц и объектов недвижимости.
  3. Разработка структуры идентификаторов для каждого класса данных.
  4. Разработка плана мероприятий по внедрению единой системы кодификации.
  5. Разработка требований по интеграции к построению новых информационных систем, содержащих персональные данные и данные об объектах недвижимости.

4. Годы реализации проекта: 2004 - 2005 годы.

5. Организация - исполнитель: Проект реализуется консорциумом в составе АНО ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" (г. Москва), АНО "Российский независимый институт социальных и национальных проблем" (г. Москва) и ООО Научно-производственное предприятие "Компьютерные технологии" (г. Воронеж).

6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:

6.1. Краткое описание предметной области

В целях реализации одной из основных задач Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (далее - ФЦП "Электронная Россия") - создания благоприятных условий для оказания государством качественных услуг населению с помощью применения в деятельности органов государственной власти информационно-коммуникационных технологий - необходимо создание и поддержание на должном уровне государственных информационных систем, содержащих информацию для решения первоочередных социально-экономических задач, изложенных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р.
С целью наиболее эффективного использования средств для решения указанной задачи целесообразно максимально эффективно использовать уже существующие и функционирующие в органах власти информационные ресурсы, аккумулирующие информацию о физических лицах, объектах недвижимости (ГАС "Государственный регистр населения", ГАС "Выборы", Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, Единый государственный реестр земель и других).
Однако существующие в России государственные информационные системы, содержащие данные о физических лицах и объектах недвижимости имеют ряд недостатков, в частности: ни одна из систем не содержит информацию обо всех объектах учета своего класса; информация в различных источниках хранится в разных форматах, что затрудняет ее совместное использование; информация часто многократно дублируется. То есть данные государственные информационные ресурсы являются несогласованными как по форме представления данных, так и по способам их учета.
В этой связи разработка подходов и предложений, направленных на совершенствование идентификационной системы в Российской Федерации, является особенно актуальной.

6.2. Решаемые проблемы

В рамках проекта предполагается всесторонне изучить ситуацию в Российской Федерации с персональным учетом населения, учетом объектов недвижимости, форматы различных баз данных о физических лицах и объектах недвижимости, подходы к хранению информации в них, также будет проанализирован прогрессивный международный опыт в области идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости. На основании проработки перечисленных вопросов будут подготовлены предложения организационного и нормативного характера, направленные на решение следующих проблем:

  1. Установление эффективного межведомственного информационного обмена данными о физических лицах и объектах недвижимости.
  2. Создание механизма доступа к существующим ведомственным базам данных, обеспечение их взаимодействия между собой и синхронизации данных.
  3. Решение проблемы кодификации данных о физических лицах и объектах недвижимости для согласования существующих баз данных и возможного в дальнейшем создания объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР).

6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой / российский опыт)

Зарубежный опыт создания систем персонального учета населения свидетельствует о стремлении органов власти к оперативному учету граждан, постоянно проживающих в пределах конкретного государства. По оценкам специалистов Статистического бюро ООН, системы учета населения функционируют почти в 60 странах.
В большинстве западноевропейских стран основной компонентой систем персонального учета является наличие у каждой записи в базе данных уникального номера, однозначно идентифицирующего информацию о человеке, о котором сделана данная запись. Этот номер присваивается информации о гражданине, например, в момент регистрации рождения. Он содержит в закодированном виде сведения об индивидуальных и не изменяющихся со временем идентификационных признаках информации о конкретном лице (например, дата рождения, место рождения, очередность регистрации в определенный день). Такой идентификатор данных проставляется и используется во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни, он позволяет обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем.
Аналогичным образом строятся интегрированные информационные системы, объединяющие различные ведомственные ресурсы, содержащие данные об объектах недвижимости. В большинстве экономически развитых зарубежных стран объекты недвижимого имущества, прочно связанные с землей, следуют за земельными участками в соответствии с принципом "единства судьбы земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости". Земельный кадастр превращается в этих государствах в "кадастр недвижимости". Этот положительный опыт характерен в первую очередь для Швеции, Финляндии, Великобритании, Нидерландов, Франции, Австралии. Он позволяет пользователям сэкономить время и средства в ходе передачи прав собственности на недвижимое имущество, а государству - эффективнее управлять этими процессами.
Земельный кадастр в большинстве стран Западной Европы, США и Канаде служит основой для построения и поддержания других видов кадастра и реестров (лесного, водного, природоохранного, недвижимости, градостроительного и др.) и базируется на земельных участках. Этим обеспечиваются информационная увязка всех видов кадастра, оперативное получение и передача информации о природных ресурсах, значительная эффективность кадастровых систем и их минимально необходимое число.
Значительный эффект дают информационные системы, прежде всего, в тех государствах, где интегрированы земельно-кадастровые и регистрационные системы в рамках одного ведомства (организации). Это свойственно таким странам, как Австралия {штат Новый Южный Уэльс), Нидерланды, Швеция, Финляндия, Китай и др.
Многие страны, лидировавшие в последние годы в области автоматизации земельно-кадастровых работ на основе цифровых земельно-кадастровых карт, стали создавать и усиленными темпами развивать свои земельно-информационные системы, базой которых служат системы земельного кадастра. При этом земельно-информационные системы содержат широкий диапазон информации социально-экономического, экологического, демографического и другого характера, имеющей пространственную привязку.
Анализ и обобщение имеющихся зарубежных данных свидетельствуют о том, что многие положения не могут быть автоматически перенесены в нынешнюю систему земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость в нашей стране. Основными причинами этого являются различия в характере земельных отношений, размере территории и административно-территориальном устройстве, нормативно-правовом обеспечении, уровне материально-технической базы, современном состоянии и технологиях выполнения работ.
Таким образом, можно сделать вывод, что опыт многих государств в части унификации данных может быть эффективно изучен и применен для построения объединенных государственных информационных ресурсов в Российской Федерации.

6.4. Результаты проекта в целом:

Результатом проекта станет разработка подходов и предложений, направленных на совершенствование идентификационной системы в Российской Федерации, содействующих развитию системы государственных информационных ресурсов и информационного обмена между ними в части персонального учета населения и учета объектов недвижимости через разработку подходов и механизмов однозначной идентификации хранящихся в них данных о физических лицах и объектах недвижимости.

6.5 Результаты проекта по годам:

Результатами работы в 2004 году станут:

  1. Аналитический отчет, содержащий анализ международного опыта идентификации физических лиц и объектов недвижимости.
  2. Аналитический отчет, содержащий анализ и предложения по изменению нормативной правовой базы, регламентирующей единый учет и идентификацию физических лиц и объектов недвижимости.
  3. Аналитический отчет, содержащий структуры идентификаторов для каждого класса данных.
  4. План мероприятий по внедрению единой системы кодификации (сроки выполнения.
  5. Требования по интеграции к построению новых информационных систем, содержащих персональные данные и данные об объектах недвижимости.

Результатами работы в 2005 году станут

  1. Алгоритм формирования идентификатора для объектов недвижимости.
  2. Методика присвоения идентификационного номера для каждого класса объектов.
  3. Процедура включения идентификатора в существующие информационные системы при их подключении к интегрированным информационным системам.

7. Основные потребители:

Органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица.

8. Социально-экономический эффект от реализации проекта:

Реализация данного проекта должна способствовать: