Проекты 2004 года - Пилотные проекты по ОГИР и ЭАР

1. Наименование проекта: Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

2. Ключевые слова: СМАРТ ТЕХНОЛОГИИ, СМАРТ КАРТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ КАРТЫ, КАРТА ГОРОЖАНИНА, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ, СПУН, СИСТЕМА ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЦЕССИНГОВЫЙ ЦЕНТР, ЛЬГОТОПОЛУЧАТЕЛИ

3. Цели и задачи проекта:

Целью проекта является анализ реализации пилотных проектов субъектов Российской Федерации, мирового опыта использования смарт-технологий в работе органов государственной власти и разработка предложений по использованию смарт-технологий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основные задачи работы:

4. Годы реализации проекта: 2004 год.

5. Организация-исполнитель: ООО "АНД Проджект"

6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:

6.1. Краткое описание предметной области:

По мировому и российскому опыту реализации проектов смарт-карты часто являются элементом программы информатизации, создания электронного правительства и рассматриваются как эффективный инструмент для решения широкого круга вопросов, начиная от электронной идентификации личности и заканчивая получением общественных (правительственных услуг) с использованием смарт-карт, в том числе в социальной сфере.

Смарт-технологии наиболее часто используются в качестве электронной идентификационной (ID) карты, хранящей на себе набор персональных данных человека, а также его биометрическую информацию (отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза, изображение лица). Помимо выполнения своей основной функции такие карты используются в системах контроля доступа (логического и физического); в некоторых случаях на них может содержаться ключ для применения электронной цифровой подписи.

6.2. Решаемые проблемы:

  1. Анализ зарубежного опыта использования смарт-технологий в зарубежных проектах государственного и муниципального уровня; анализ результатов и опыта реализации пилотных проектов России;
  2. Анализ российский и зарубежной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы применения смарт-технологий для решений социально-экономических задач органами государственной власти и местного самоуправления, включая разработку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью создания благоприятных условий по развитию смарт-технологий в России.
  3. Разработка предложений по стандартизации требований к применяемым смарт-технологиям, включая разработку структуры документа, по использованию общепринятых международных стандартов (ISO/IEC 7816, ISO/IEC 14443 и др.), предложения определяющие требования к смарт-картам, обеспечение совместимости между информационными системами участников проекта, по стандартам информационной безопасности.
  4. Разработка предложений по унификации многофункциональных смарт-технологий в субъектах Российской Федерации, включая определение типового набора сервисов, реализуемых с использованием смарт-карт, определение участников (ведомств, структур и т.п.) типового проекта и концептуальных моделей их взаимодействия, унификацию требований к центрам обработки информации, обеспечивающим использование смарт-технологий, разработку типового плана реализации проекта по внедрению смарт-технологий в отдельно взятом регионе.
  5. Формирование критериев выбора заявок регионов для реализации проектов по созданию систем с использованием смарт-технологий.
  6. Создание типового технического задания на разработку информационной системы, основанной на использовании смарт-технологий.
  7. Оценка технико-экономической эффективности типового проекта с использованием смарт-карт на примере одного субъекта Российской Федерации и одного муниципального образования.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):

Опыт реализации пилотных проектов в России и зарубежом рассмотрены в очтете "О существующем состоянии и проблемах реализации функциональных возможностей смарт-технологий". Реализация пилотных проектов в России приведена ниже.

Крупные проекты:

  1. Социальная карта Москвича;
  2. Карта горожанина Санкт-Петербурга;
  3. Страховой полис ОМС Тульской области;
  4. Безналичные расчеты, в г. Балашиха Московской области;
  5. Социальная карта Челябинца;
  6. Социальная карта Ярославца;
  7. Страховая карта горожанина, г. Якутск
  8. Социальная карта жителя Владивостока.

Федеральные проекты:

  1. Подтверждение на право трудовой деятельности иностранного гражданина - федеральная миграционная служба;
  2. Заграничный паспорт гражданина РФ нового образца, с биометрической информацией;
  3. Таможенная карта.

6.4. Результаты проекта в целом:

В ходе проекта разработан комплект документов, которые могут быть использованы для типизации подходов реализации проектов в субъектах федерации и муниципальных образованиях, чем уменьшить затраты на взаимодействие, в том числе при введении федеральной (общероссийской) смарт-карты гражданина.

6.5. Результаты проекта по годам:

В 2004 году разработаны следующие документы:

7. Основные потребители: Граждане, коммерческие организации взаимодействующие с населением, Администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы государственной власти предоставляющие субсидии, компенсации, начисления.

8. Социально-экономический эффект:

Ожидаемый социально-экономический эффект приведен в технико-экономической оценке реализации проекта. Краткие выводы:

Реализация проектов в небольших муниципальных образованиях по прямым показателям может быть нерентабельна, по косвенным показателям показывает окупаемость инвестиций.

Реализация проектов в небольших муниципальных образованиях позволяет привлечь существенные средства населения в экономику муниципального образования, соизмеримые с бюджетом муниципалитета.

Реализация проектов в субъекте федерации, с высокими показателями экономики обеспечивает прямой возврат инвестиций и существенную рентабельность проекта. По косвенным показателям проект обеспечивает существенный возврат вложенных финансовых средств и может оказать стимулирующее развитие на экономику региона

Граждане получают удобный инструмент взаимодействия с органами государственной власти и получения финансовой поддержки.

Администрации субъектов федерации и муниципальных образований получают возможность повысить адресность и эффективность социальных программ.