Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

1

.

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

МОСКВА
2003

содержание

  • 1. Введение 2
  • 2. Цели и задачи Концепции 3
  • 3. Анализ текущего уровня использования информационных технологий 4
    • 3.1. Предпосылки внедрения информационных технологий 5
    • 3.2. Уровень информатизации федеральных органов государственной власти 5
  • 4. Основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий 7
  • 5. Приоритеты использования информационных технологий 9
    • 5.1. Приоритеты в области социально-экономического развития 9
    • 5.2. Приоритеты в сфере государственного управления 14
    • 5.3. Обеспечение информационной открытости 17
    • 5.4. Информационная безопасность 18
  • 6. Основные принципы и направления реализации единой государственной политики в области использования информационных технологий 20
    • 6.1. Общее информационное пространство и защищенная информационная среда федеральных органов государственной власти 21
    • 6.2. Единые требования к основным элементам информационно-технологического обеспечения 23
    • 6.3. Создание общих информационных ресурсов 25
    • 6.4. Координация реализации программ и проектов информатизации 26
    • 6.5. Совершенствование порядка проведения закупок 29
    • 6.6. Обеспечение интегрированной оценки расходов федерального бюджета на информатизацию 30
    • 6.7. Кадровое обеспечение в области информационных технологий 31
    • 6.8. Нормативная правовая база в сфере использования информационных технологий 31
    • 6.9. Защита интеллектуальной собственности 33
  • 7. Управление реализацией Концепции и целевые показатели ее эффективности 34
  • 8. Заключительные положения 36
  • 1. Введение

    Настоящая Концепция разработана Минсвязи России совместно с Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минобразования России, ФСБ России, ФСО России, Росархивом, РАСУ, Гостехкомиссией России и Госстандартом России с участием Российской академии наук во исполнение решения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2003 г. N33, раздел II, пункт 2).

    Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти:

    Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";

    Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";

    постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".

    В определении роли информационных технологий в совершенствовании существующей системы государственного управления Концепция опирается на основные положения:

    Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 года;

    федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336;

    Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах";

    Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной решением Президента Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895;

    Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р;

    федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", (ФЦП "Электронная Россия") утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65.

    Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года включает план мероприятий по ее реализации (прилагается).

    2. Цели и задачи Концепции

    Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, является инструментом обеспечения административной реформы и модернизации системы государственного управления.

    Основной целью применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование "электронного правительства", ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.

    Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.

    Организационные, методические и технологические принципы и национальные стандарты использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, порядок формирования, финансирования и выполнения ведомственных и межведомственных проектов информатизации определяются единой архитектурой "электронного правительства" и методическим руководством по ее реализации.

    Положения настоящей Концепции не носят обязательного характера для создания, развития и обеспечения функционирования информационных систем специального назначения, разрабатываемых в интересах национальной безопасности.

    3. Анализ текущего уровня
    использования информационных технологий

    Концепция основана на результатах анализа текущего уровня и основных проблем использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, учитывает мировой опыт и сложившуюся практику их применения.

    3.1. Предпосылки внедрения информационных технологий

    В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для совершенствования государственного регулирования, повышения качества и доступности предоставляемых государством услуг населению и организациям и обеспечения эффективного управления государственной собственностью, контроля гражданами деятельности органов государственной власти, повышения результативности, качества и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий.

    В рамках реализации программ социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления создаются необходимые условия для широко внедрения информационных технологий на основе:

    исключения избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и оптимизации системы государственного контроля;

    совершенствования кадрового состава, повышения квалификации, а также улучшения системы оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы;

    повышения информационной открытости и публичности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации;

    формирования современной инфраструктуры предоставления информационно-коммуникационных услуг, повышение доступности информационных технологий;

    роста объемов финансирования проектов информатизации, распространения опыта успешного использования информационных технологий в деятельности органов власти.

    3.2. Уровень информатизации
    федеральных органов государственной власти

    Внедрение и использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти ведется интенсивными темпами. В ряде министерств и ведомств созданы основы современной информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий.

    Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий выполняет ФЦП "Электронная Россия", реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

    Общий объем финансирования ведомственных программ информатизации за период 2001-2003 годов превысил 22 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета было выделено более 16 млрд. рублей, что составляет более 0,3% всех бюджетных расходов.

    Растет численность сотрудников федеральных органов государственной власти, обеспеченных современными персональными компьютерами, в большинстве министерств и ведомств созданы распределенные локальные сети, в том числе имеющие доступ в сеть интернет. Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуг в структуре бюджетных расходов увеличивается, что в целом отражает развитие функциональных возможностей и рост сложности используемых в деятельности органов государственной власти информационных систем.

    Образованы федеральные органы исполнительной власти, ответственные за информатизацию, формируется основа системы координации программ и проектов информатизации на межведомственном уровне, созданы соответствующие координирующие и совещательные органы. Повышается качество управления процессами информатизации - значительное число федеральных органов государственной власти утвердили программы информатизации, большинство из них имеет самостоятельные структурные подразделения, на которые возложена ответственность за реализацию ведомственных программ и проектов информатизации.

    Успешно реализуются проекты по внедрению комплексных государственных информационных систем управления ресурсами, интеграции информационных ресурсов, внедрению электронных административных регламентов и систем электронного документооборота.

    Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности органов государственной власти.

    Министерства и ведомства создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.

    Оценка уровня использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется ежегодно и служит основой для уточнения и корректировки основных направлений реализации государственной политики в сфере информатизации.

    Вместе с тем использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти имеет ряд существенных недостатков.

    4. Основные задачи повышения эффективности
    использования информационных технологий

    Государственная политика в сфере информатизации направлена на решение следующих ключевых задач повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти:

    определение стратегических приоритетов информатизации, формирование единого порядка отбора и финансирования инфраструктурных, ведомственных и межведомственных проектов в соответствии с целями социально-экономического развития и создания "электронного правительства";

    распространение практики предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов государственной власти;

    организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов органов государственной власти;

    обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти;

    развитие единой защищенной информационной среды, обеспечивающей эффективное межведомственное информационное взаимодействие;

    разработка национальных стандартов в области создания типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования в рамках формирования единой архитектуры "электронного правительства" и создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

    централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную, юридически значимую и структурированную информацию, необходимую для государственного управления, обеспечение их доступности на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций;

    построение единой системы управления процессом информатизации, обеспечивающей эффективную координацию реализуемых программ и проектов на межведомственном уровне, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере информатизации;

    распространение на уровне министерств и ведомств практики долгосрочного планирования программ информатизации, повышение эффективности существующих систем управления выполнением отдельных проектов;

    укрупнение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;

    создание единой системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и оценки результатов реализации программ и проектов информатизации для повышения качества планирования и корректировки действующих программ информатизации;

    реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения, повышение статуса служб информатизации и квалификации специалистов этих служб;

    совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с приоритетными задачами повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и учетом международной практики;

    защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;

    свободное распространение и тиражирование в интересах органов государственной власти программного обеспечения и результатов НИОКР, разработанных на средства федерального бюджета.

    5. Приоритеты использования информационных технологий

    В целях реализации эффективной системы государственного управления широкое применение информационных технологий позволяет повысить уровень:

    межведомственного взаимодействия;

    взаимодействия органов власти с гражданами и организациями;

    взаимодействия и коллективной работы сотрудников федеральных органов государственной власти.

    Отбор приоритетов финансирования проектов осуществляется на основании оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и необходимого объема затрат на их реализацию.

    Приоритеты информатизации федеральных органов государственной власти уточняются на регулярной основе исходя из изменения целей и задач социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления.

    5.1. Приоритеты в области социально-экономического развития

    В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития на среднесрочную перспективу целенаправленное применение информационных технологий в деятельности органов государственной власти позволяет обеспечить:

    в бюджетной сфере: повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса на основе создания комплексной системы формирования проектов федерального бюджета, учета доходов и расходов в рамках исполнения бюджета, контроля исполнения основных показателей бюджета, а также обеспечения доступа граждан и организаций к открытой информации о бюджете;

    в налоговой сфере: повышение эффективности механизмов налогового администрирования, упрощение исполнения налоговых обязанностей, сокращение размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей, улучшение обслуживания налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга деятельности субъектов налогообложения, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде;

    в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и результативности борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников и результатов внешнеэкономической деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и управления рисками, развития систем электронного декларирования;

    в сфере развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках: повышение эффективности деятельности по выявлению и оперативному пресечению действий, направленных на ограничение конкуренции, органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их интересов на основе создания реестров хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара доминирующую долю; мониторинга их деятельности, системы информационной поддержки и взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности;

    в сфере развития финансовой инфраструктуры: снижение издержек, связанных с регулированием, контролем и налогообложением субъектов финансового рынка, развитие учетной системы прав на ценные бумаги, обеспечение раскрытия информации об акционерах компаний, получения достоверной информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их деятельности;

    в сфере рынка земли и недвижимости: создание кадастра землеустроительной и градостроительной документации, совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, повышение эффективности контроля охраны и использования земельных ресурсов, создание реестра свободных земель под промышленную застройку, упрощение предоставления прав на земельные участки, раскрытие информации о земельных ресурсах и недвижимости;

    в сфере развития телекоммуникационной инфраструктуры: создание условий для обеспечения доступа хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также широких слоев населения к телекоммуникационным сервисам и информационным ресурсам, развитие сети пунктов общественного доступа граждан к государственным информационным ресурсам;

    в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры и строительства: повышение эффективности распределения бюджетных средств на строительство, реформирование и модернизацию коммунальных систем, повышение эффективности координации деятельности организаций технического учета и инвентаризации, мониторинг технического состояния коммунальных систем жизнеобеспечения, контроль за ходом реализации региональных и муниципальных программ реформирования и модернизации, повышение экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги и эффективности системы тарифного регулирования;

    в сфере развития промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс: усиление контроля и повышение эффективности реализации промышленной политики, создание системы мониторинга производства, инвестиций и основных фондов, затрат на производство, повышение качества прогнозов основных технико-экономических показателей развития промышленности и ее отраслей;

    в сфере транспортного комплекса: повышение эффективности координации развития и модернизации транспортной инфраструктуры, повышение эффективности контроля работы общественного пассажирского транспорта, мониторинга импортных, экспортных и транзитных грузопотоков и координация развития международных транспортных коридоров;

    в сфере агропромышленного комплекса: повышение эффективности ценового мониторинга и оперативности регулирования рынков продукции, совершенствование механизмов рыночных интервенций; мониторинг финансового состояния предприятий, создание и ведение кадастра земель сельскохозяйственного назначения;

    в сфере развития науки и инноваций: повышение эффективности реализации инновационных целевых программ и проектов государственной значимости, финансируемых из средств федерального бюджета, развитие системы научно-технической информации, создание реестров научных организаций, учета и анализа результативности их деятельности, состояния их опытной и лабораторной базы, повышение эффективности финансирования фундаментальных исследований, доступ к информации о результатах финансирования науки и инноваций из средств федерального бюджета;

    в сфере здравоохранения: повышение качества медицинской помощи на основе систем мониторинга состояния здоровья населения, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения страны в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, систем учета и контроля их производства, ввоза и применения, систем персонифицированного учета медицинских услуг, внедрения технологий телемедицины;

    в сфере образования: повышение эффективности системы планирования, мониторинга и контроля объемов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных учреждений, повышение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников, повышение образовательного уровня специалистов в области информационных технологий;

    в сфере социальной защиты, адресной помощи, трудоустройства и миграции человеческих ресурсов, трудовых отношений и условий труда: повышение оперативности и качества реагирования на обращения граждан, совершенствование механизмов анализа, прогноза и мониторинга рынка труда, повышение эффективности предоставления социальных пособий на основе принципа адресности, создание единого государственного регистра населения;

    в сфере культуры: совершенствование системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда, оптимизация сети учреждений культуры и искусства, повышение эффективности финансирования организаций, создание системы учета культурных ценностей;

    в сфере природопользования и экологии: повышение рациональности использования природных ресурсов, совершенствование системы государственного учета и мониторинга использования природных ресурсов на основе ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, водного и лесного кадастров, кадастра особо охраняемых природных территорий и других объектов, создание систем мониторинга регионов с кризисной экологической ситуацией;

    обеспечение национальной безопасности в социально-экономической сфере: создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, природного и террористического характера объектам инфраструктуры и населению, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уровня безопасности на ядерных, радиационных и техногенно-опасных объектах, совершенствование системы проведения оперативно-розыскных мероприятий, криминалистической деятельности, государственного контроля использования и хранения ядерных материалов, учета въезда-выезда и пребывания на территории Российской Федерации граждан иностранных государств и лиц без гражданства, систем противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, учета легального оборота наркотических средств и психотропных веществ;

    во внешнеполитической сфере: развитие и повышение эффективности и безопасности шифрованной связи, повышение качества представительской информации, оперативности ее передачи российскими загранучреждениями, расширение возможностей ее аналитической обработки и оценки развития внешнеполитической ситуации, повышение эффективности управления деятельностью дипломатических и консульских представительств, совершенствование работы паспортно-визовых служб, использование биометрических данных в российских проездных документах.

    5.2. Приоритеты в сфере государственного управления

    В соответствии с основными направлениями административной реформы и реформы системы государственной службы использование информационных технологий в целях совершенствования существующей системы государственного управления позволит обеспечить:

    1) совершенствование реализации правоустанавливающих функций государства и повышение эффективности государственного регулирования на основе создания и развития систем:

    информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

    ситуационных центров, прогнозирования и моделирования последствий государственного вмешательства, угроз устойчивому развитию, поддержки выработки основных направлений повышения эффективности государственного регулирования;

    создания системы сбора, обработки, регистрации и распространения законодательных и иных нормативных правовых актов, анализа соответствия существующей нормативной правовой базы правоприменительной практике, системы обеспечения законодательной деятельности с обязательным подключением всех субъектов права законодательной инициативы, обеспечивающей размещение электронных версий документов, а также учет прохождения законопроектов по всем стадиям федерального законодательного процесса;

    2) повышение эффективности правоприменительной деятельности (контрольных и надзорных функций) на основе создания и развития систем:

    мониторинга эффективности правоприменительной деятельности и поддержки проведения контрольных мероприятий в отдельных областях в интересах органов государственной власти, граждан и организаций;

    информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений;

    информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства;

    3) повышение качества и доступности государственных услуг для граждан и организаций, результативности деятельности федеральных органов государственной власти на основе внедрения технологий "электронного правительства" и формирования интегрированных коммуникационных каналов, построенных по принципу "одного окна" путем создания и развития сетей и систем:

    ведомственных и тематических информационных порталов, обеспечивающих размещение в сети интернет информации справочного характера, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций и предоставление государственных услуг;

    пунктов общественного доступа к информационным ресурсам;

    центров телефонного обслуживания, обеспечивающих возможность бесплатного обращения граждан и организаций в соответствующие федеральные органы государственной власти и получения ими отрытой информации;

    учета и контроля результатов рассмотрения обращений граждан;

    4) повышение эффективности управления федеральной собственностью (в том числе природными ресурсами, государственными резервами и нематериальными активами), увеличение доходов от использования государственного имущества, в том числе утратившего значение для выполнения государственных функций на основе создания и развития систем:

    учета объектов федеральной собственности, государственных резервов и нематериальных активов, анализа их эффективного использования;

    анализа экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий;

    планирования программ приватизации и прогнозирования возможных объемов поступлений финансовых средств;

    5) снижение операционных затрат на содержание государственного аппарата, повышение эффективности управления ресурсами федеральных органов государственной власти на основе создания и развития систем:

    управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами;

    документационного обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, электронного документооборота на основе электронных административных регламентов;

    групповой работы государственных служащих с документами;

    планирования и мониторинга деятельности подведомственных организаций и подразделений;

    управления проектной деятельностью;

    контроля целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ и проектов государственной значимости;

    проведения закупок для государственных нужд и мониторинга цен;

    анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности федеральных органов государственной власти;

    6) рост квалификации государственных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования государственных служащих, системы управления знаниями;

    7) совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной и судебной власти, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.

    5.3. Обеспечение информационной открытости

    Повышение информационной открытости федеральных органов государственной власти, доступности информации для граждан, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности обеспечивается путем создания:

    интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности органов власти, а также предоставления доступа к ним граждан и организаций;

    единой системы навигации по интернет-ресурсам органов государственной власти;

    инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти;

    систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;

    системы публикации и распространения данных о результативности деятельности федеральных органов государственной власти;

    системы учета результатов действий государственных служащих по внесению изменений в государственные информационные ресурсы и обеспечение доступа к этой информации граждан и организаций;

    системы обязательного подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессах информационного обмена (нотаризации);

    механизмов общественного образования граждан в области их прав и возможностей использования технологий "электронного правительства".

    При разработке программ и проектов информатизации следует принимать во внимание целесообразность интеграции создаваемых государственных информационных ресурсов в общеевропейское и мировое информационное пространство.

    5.4. Информационная безопасность

    В соответствии с основными положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации информационная безопасность государственных информационных систем, ресурсов и технологий обеспечивается на основе применения единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, при осуществлении доступа в открытые сети связи, в том числе в интернет или по другим каналам, а также от воздействия компьютерных атак и вирусов.

    При использовании информационных технологий в органах государственной власти, применяемых при хранении, обработке и передаче по каналам связи информации ограниченного доступа, формировании открытых официальных информационных ресурсов, а также в критически важных сегментах информационной инфраструктуры Российской Федерации, необходимо обеспечить безопасность информационных ресурсов, их целостность, доступность и конфиденциальность, а также возможность установления авторства электронных документов.

    Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности государственных информационных систем основывается на применении сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых лицензиатами федеральных органов исполнительной власти. Применение криптографических средств защиты информации является обязательным для информационных систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

    Контроль использования и защита государственных информационных систем и ресурсов от злоупотреблений со стороны государственных служащих обеспечивается на основе создания комплексной системы мониторинга и учета их операций при работе с государственными информационными системами, ресурсами и технологиями.

    В составе федеральных органов государственной власти в случае необходимости создаются службы обеспечения информационной безопасности. Деятельность федеральных органов государственной власти в области обеспечения безопасности информации, подлежащей обязательной защите, регулируются нормативными правовыми актами, издаваемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    Основные направления повышения уровня защищенности объектов информационно-технической инфраструктуры федеральных органов государственной власти включают:

    обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровня в различных органах государственной власти;

    разработку модели угроз информационной безопасности, политики безопасности и заданий по безопасности;

    определение технических требований и критериев отнесения объектов к критической информационно-технологической инфраструктуре, создание реестра критически важных объектов, разработка особых мер по их защите и средств надзора за их соблюдением;

    обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

    развитие нормативной правовой и методической базы в области защиты информации, оценки безопасности информационных технологий;

    единый порядок согласования технических заданий на обеспечение информационной безопасности государственных информационных систем, ресурсов и технологий;

    проведение аттестации и организацию контроля государственных информационных систем, ресурсов и технологий, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти, на соответствие требованиям информационной безопасности уполномоченными федеральными органами власти;

    развитие систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы мониторинга и контроля действий государственных служащих по работе с информацией, развитие и совершенствование средств защиты информации, защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров, а также систем их сертификации и аудита.

    6. Основные принципы и направления реализации единой государственной политики в области использования информационных технологий

    Государственная политика в сфере информатизации федеральных органов государственной власти основана на следующих принципах:

    подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы государственного управления, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны, обеспечения контроля общества за государством;

    соответствие задач информатизации органов государственной власти целевым показателям эффективности их деятельности;

    консолидация бюджетных средств на решении приоритетных задач информатизации функций федеральных органов государственной власти, создание системы контроля эффективности их расходования;

    централизованное создание общих для федеральных органов государственной власти элементов информационно-технической инфраструктуры;

    исключение дублирования сбора информации и создания информационных систем;

    разработка типовых для федеральных органов власти прикладных компонентов, структурных решений, элементов информационно-технической инфраструктуры;

    обеспечение согласованности и сбалансированности темпов информатизации министерств и ведомств;

    взаимная согласованность нормативной правовой и методической базы информатизации на всех уровнях;

    открытость и прозрачность процесса информатизации;

    приоритетное использование отечественного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации, в том числе защиты информации.

    6.1. Общее информационное пространство и защищенная информационная среда федеральных органов государственной власти

    Общее информационное пространство охватывает федеральные органы государственной власти, их территориальные управления, а также органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и формируется на основе развития:

    интегрированной телекоммуникационной инфраструктуры;

    системы удостоверяющих центров.

    электронной среды взаимодействия.

    Развертывание защищенной от утечек и перехвата данных телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти основано на использовании и интеграции существующих и создаваемых ведомственных и региональных сетей, а также сетей общего пользования.

    Интегрированная телекоммуникационная инфраструктуры федеральных органов государственной власти обеспечивает:

    комплексный набор современных телекоммуникационных услуг на основе объединения технических возможностей сетей связи и передачи данных (в том числе голосовых и видео), унификации используемых при ее построении решений;

    создание общей транспортной среды для регламентированного информационного обмена и взаимодействия;

    доступ к государственным информационным ресурсам на межведомственном уровне и к информационным ресурсам сети интернет;

    пропускную способность, достаточную для качественной и надежной передачи информационных потоков;

    гарантированный уровень безопасности государственных информационных систем, ресурсов и технологий.

    Создание системы удостоверяющих центров федеральных органов государственной власти позволяет обеспечить основные функции электронного документооборота в соответствии с основными положениями Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" на основе:

    создания федерального головного удостоверяющего центра;

    создания подчиненных удостоверяющих центров в составе федеральных органов государственной власти и их территориальных управлений;

    ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров.

    Электронная среда взаимодействия федеральных органов государственной власти обеспечивает интеграцию, совместную работу государственных информационных систем, автоматизированный обмен данными между ними на межведомственном уровне и формируется в соответствии с требованиями и национальными стандартами единой архитектуры "электронного правительства" на основе создания:

    репозитория государственных информационных систем, содержащего описание способов и интерфейсов взаимодействия с ними, а также используемых схем организации обмена данными;

    инфраструктуры и механизмов маршрутизации, трансформации и гарантированной доставки сообщений и данных между отдельными государственными информационными системами.

    Развитие электронной среды взаимодействия федеральных органов государственной власти позволяет устранить дублирование ввода однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование государственных информационных систем в рамках общего информационного пространства федеральных органов государственной власти.

    6.2. Единые требования к основным элементам
    информационно-технологического обеспечения

    Формирование в рамках реализации единой архитектуры "электронного правительства" общих для федеральных органов государственной власти национальных стандартов в области создания типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования обеспечивает согласованное развитие и совместимость используемых программно-технических решений.

    Национальные стандарты в области создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, формируемые в рамках реализации единой архитектуры "электронного правительства", определяют общие требования, а также порядок выполнения и результаты работ по их проектированию, реализации и внедрению, критерии оценки эффективности их последующего использования.

    Национальные стандарты формируются для следующих типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов:

    систем взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающих предоставление органами государственной власти через интернет или другие каналы связи справочной информации и услуг, включая порталы и центры телефонного обслуживания;

    транзакционных и учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения федеральными органами государственной власти своих основных задач и функций;

    систем межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между государственными информационными ресурсами;

    систем управления ресурсами, обеспечивающих поддержку деловых процессов и административных регламентов в деятельности федеральных органов государственной власти;

    офисных систем, используемых сотрудниками федеральных органов государственной власти в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;

    информационно-аналитических центров и систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения федеральными органами государственной власти своих основных задач и функций;

    систем управления электронными архивами документов;

    систем управления проектами;

    систем информационной безопасности;

    систем управления эксплуатацией (включая системы управления инфраструктурными компонентами).

    В целях обеспечения интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов на межведомственном уровне формируются национальные стандарты: метаданных информационных объектов, описания государственных информационных систем и ресурсов, предоставления информационных сервисов, информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

    Национальные стандарты использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти утверждаются решением совещательного органа, ответственного за реализацию научно-технической политики в сфере информатизации, контроль их соблюдения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере информатизации.

    6.3. Создание общих информационных ресурсов

    Общие информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в случае необходимости предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной, непротиворечивой и юридически значимой информации об основных объектах государственного управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений.

    Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации юридически значимых данных об объектах государственного управления, а также осуществлять контроль доступа и их использования.

    В первую очередь должны быть сформированы общегосударственные информационные ресурсы, описывающие базовые объекты государственного управления и регулирования: регистр населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственной собственности, движимого имущества, подлежащего государственной регистрации, объектов градостроительной деятельности, земельный кадастр, кадастр природных ресурсов, реестр лицензий и разрешений. В состав общих информационных ресурсов включаются также национальные стандарты: общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, классификатор внешнеэкономической деятельности, классификатор регионов Российской Федерации, видов валют, стран мира, единиц измерения и другие классификаторы.

    Создание и последующее размещение общегосударственных информационных ресурсов осуществляется Федеральным информационным центром, обеспечивающим на постоянной основе:

    обслуживание и поддержку межведомственных информационных систем и общегосударственных информационных ресурсов, которые не могут быть отнесены к компетенции отдельных федеральных органов государственной власти;

    контроль использования общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных злоупотреблений со стороны государственных служащих;

    размещение, резервирование и технологическую поддержку отдельных информационных систем и ресурсов министерств и ведомств по согласованию с ведомствами в случае экономической целесообразности.

    6.4. Координация реализации программ и проектов информатизации

    В целях реализация единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти формируется интегрированная организационная структура управления ее формированием и реализацией, включающая:

    федеральные органы государственной власти, ответственные за:

    определение стратегических целей и приоритетов информатизации системы государственного управления, разработку программ информатизации и ключевых нормативных правовых актов, регулирующих применение информационных технологий, а также вопросы информационной безопасности и обеспечения юридической значимости выполнения электронных административных регламентов, прогнозирование и подготовку бюджетных проектировок для выделения в соответствии с согласованными приоритетами необходимых объемов целевого финансирования;

    разработку и обеспечение надзора исполнения технических требований и национальных стандартов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, координацию создания общих критически важных элементов информационно-технологической инфраструктуры, а также государственных информационных систем, ресурсов и технологий, имеющих межведомственный характер, в соответствии с приоритетами информатизации;

    координационные и совещательные органы, ответственные за:

    согласование и определение приоритетов в сфере информатизации, оптимального объема ежегодно выделяемых бюджетных средств на реализацию программ информатизации, согласование нормативно-правовых актов в области использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

    согласование национальных стандартов, утверждение ведомственных программ информатизации, рассмотрение и подготовку предложений об объединении закупок в сфере информационных технологий для нужд федеральных органов государственной власти, а также включение ведомственных проектов в состав ФЦП "Электронная Россия", координацию процесса информатизации на межведомственном уровне, проведение экспертизы и согласование проектов, объем финансирования которых превышает нормативно установленный уровень.

    В структуре федеральных органов государственной власти выделяются самостоятельные подразделения - службы информатизации, выполняющие роль проводника единой политики модернизации и повышения эффективности деятельности министерств и ведомств на основе широкого применения информационных технологий.

    Порядок составления, обоснования, финансирования и выполнения программ и проектов информатизации, а также механизмы управления их реализацией определяется методическим руководством использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

    Основным механизмом реализации государственной политики и интеграции процессов информатизации федеральных органов государственной власти является ФЦП "Электронная Россия".

    Программа включает мероприятия по формированию архитектуры "электронного правительства", разработке методической базы, регламентирующей порядок управления информатизацией, развитию и гармонизации нормативной правовой базы, разработке и актуализации технических требований и национальных стандартов в данной области, созданию общих и типовых прикладных элементов информационно-технологической инфраструктуры, реализации межведомственных проектов информатизации, повышению квалификации и переподготовке государственных служащих в сфере информационных технологий, организации общественного образования граждан, обращающихся с использованием современных информационных технологий с запросами в федеральные органы государственной власти, а также продвижению идеологии "электронного правительства" и выполнению НИОКР.

    Создание, развитие и обеспечение функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий министерств и ведомств осуществляется в рамках ведомственных программ информатизации. Если планируемая стоимость реализации отдельных проектов информатизации превышает нормативно установленный объем, решение о выделении необходимого финансирования принимается на основании результатов проведения межведомственной технико-экономической экспертизы. Приоритеты и порядок финансирования проектов определяются по результатам оценки возможного экономического эффекта и социальной значимости их реализации.

    В целях повышения эффективности управления процессом информатизации на ежегодной основе осуществляется мониторинг использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, в рамках которого обеспечивается контроль хода выполнения проектов государственной значимости, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в применении информационных технологий, формируются предложения по корректировке государственной политики.

    6.5. Совершенствование порядка проведения закупок

    Централизация и объединение конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, в том числе типового аппаратного и программного обеспечения, имеющего соответствующую лицензионную поддержку, осуществляется в целях увеличения экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов.

    Совершенствование конкурсных процедур проведения закупок для нужд федеральных органов государственной власти, упорядочение деятельности государственных заказчиков по заключению и оплате долгосрочных контрактов в сфере информационных технологий обеспечивается на основе:

    раздельного проведения конкурсов на выполнение работ по проектированию государственных информационных систем (НИОКР) и их реализации;

    планирования закупок продукции и конкурсного размещения заказов в течение года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств (предварительное проведение конкурсного отбора поставщиков на основании гарантированного государством выделения бюджетных средств);

    создания единого классификатора и номенклатуры товаров и услуг в сфере информационных технологий, единого реестра закупок, поставщиков и решений в сфере информационных технологий;

    проведения мониторинга цен на закупаемые товары и услуги;

    формирования методики организации конкурса и отбора поставщиков по отдельным категориям продукции и услуг в сфере информационных технологий.

    6.6. Обеспечение интегрированной оценки
    расходов федерального бюджета на информатизацию

    В целях получения интегрированной оценки расходов на информатизацию федеральных органов государственной власти за счет всех бюджетных источников в ведомственной классификации расходов выделяется единая статья (раздел) "Информатизация" и формируется единый порядок отнесения к ней расходов на цели информатизации.

    Для обеспечения эффективности расходов разрабатывается единый порядок планирования бюджета на информатизацию.

    Приоритеты и порядок финансирования проектов определяется по результатам проведения их технико-экономической экспертизы и оценки возможного экономического эффекта и социальной значимости их реализации.

    6.7. Кадровое обеспечение в области информационных технологий

    В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе:

    определения квалификационных требований к различным категориям государственных служащих в сфере использования информационных технологий;

    внедрения унифицированных процедур оценки квалификационных навыков сотрудников в области применения современных информационных технологий;

    создания и развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих в области информационных технологий;

    разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов;

    профессионального обучения и сертификации сотрудников служб информатизации;

    улучшения материально-технического обеспечения государственной службы, включая оснащение государственных служащих, вычислительной техникой, создания в министерствах и ведомствах учебных компьютерных классов, внедрения технологий дистанционного обучения;

    информирования государственных служащих о передовом опыте и инновациях в области информационных технологий;

    создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.

    Принимаются меры, направленные на продвижение и популяризацию технологий "электронного правительства", повышение квалификации граждан и организаций, использующих информационные технологии для взаимодействия с органами государственной власти.

    6.8. Нормативная правовая база в сфере
    использования информационных технологий

    Совершенствование нормативного правового обеспечения в области использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется ежегодно в порядке, установленном для формирования плана законопроектных работ Правительства Российской Федерации, на основе изменений действующей нормативной правовой базы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих:

    отношения институционального характера, включая законодательство о праве граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти, о юридической значимости информации в электронном виде для целей административных регламентов, об объектах интеллектуальной собственности в информационной сфере, о нормах нотаризации документарной и бездокументарной информации, нормах гарантированной доставки информации провайдерами связи, ограничения доступа к персональной информации: федеральные законы "О развитии государственных информационных ресурсов", "Об объектах интеллектуальной собственности в информационной сфере", "О персональных данных", а также внести дополнения и изменения в нормативные правовые акты в связи с вводом в действие Федерального закона "О связи";

    развитие и использование федеральными органами государственной власти информационно-технологической инфраструктуры, включая национальные стандарты и требования, формируемые в рамках реализации общей архитектуры, об электронной цифровой подписи и электронном удостоверении полномочий, основах информационной безопасности, информационных услугах;

    создание, развитие и обеспечение функционирования специализированных государственных информационных систем, включая Государственную автоматизированную систему "Выборы", а также другие государственных информационные ресурсы.

    В отношении обеспечения государственными органами конституционного прав граждан на информацию и применения в этих целях современных информационных технологий следует завершить работу над комплексом нормативных актов, обеспечивающих права граждан на информацию о деятельности органов государственной власти и порядке использования информационных технологий во взаимоотношениях между государством, обществом и гражданами. Необходимо нормативно закрепить правила работы с персональными данными и использование современных средств идентификации участников информационного обмена.

    6.9. Защита интеллектуальной собственности

    Защита интеллектуальной собственности должна обеспечить предотвращение использования не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств в сфере информационных технологий, а также охрану авторских прав с учетом гармонизации решений в этой области с европейским и мировым законодательством.

    Использование нелицензионного программно-технического обеспечения в составе информационных систем, применяемых в деятельности федеральных органов государственной власти, снижает качество обслуживания, уровень надежности и безопасности информационных систем и может привести к серьезным нарушениям в деятельности министерств и ведомств.

    Снижение доли не имеющих лицензионного сопровождения программно-технических средств, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти, осуществляется на основе:

    ускоренной разработки и приоритетного использования отечественных программно-технических средств в информационных системах федеральных органов государственной власти,

    свободного распространения прикладных систем, разработанных из средств федерального бюджета;

    обеспечения открытости кода закупаемого готового программного обеспечения зарубежного производства;

    увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающих возможность лицензионного сопровождения программно-технических средств для нужд федеральных органов государственной власти;

    централизации проведения закупок по суммарным заявкам федеральных органов государственной власти.

    увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающих возможность приобретения соответствующих лицензий для нужд федеральных органов государственной власти и закупки поддержки свободного программного обеспечения;

    инвентаризации программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств государственного бюджета в научно-исследовательских организациях;

    закупка лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

    В целях повышения эффективности работы в данной сфере в составе ежегодного доклада об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти предусматривается представление материалов об объемах применения лицензионных программно-технических средств, а также о выявленных нарушениях прав интеллектуальной собственности.

    Материалы по данной проблеме ежегодно представляются на рассмотрение Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной деятельности, в составе которой создается Межведомственная рабочая группа, ответственная за разработку и реализацию мероприятий, направленных на недопущение использования в системе федеральных органов государственной власти программно-технических средств, имеющих лицензионное сопровождение.

    7. Управление реализацией Концепции
    и целевые показатели ее эффективности

    Эффективная реализация Концепции достигается путем регулярного (не реже одного раза в два года) приведения ее в соответствие с целями социально-экономического развития, принимаемыми в ходе административной реформы решениями, а также результатами мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

    Необходимым условием успешной реализации Концепции является также максимальная публичность процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в Концепции проблемам при широком их обсуждении общественностью, научными и экспертными кругами с применением механизмов общественной экспертизы.

    Государственная политика, сформулированная в Концепции, нацелена на достижение измеряемых результатов и показателей эффективности.

    Управление информатизацией федеральных органов государственной власти и выполнение мероприятий по реализации основных положений Концепции необходимо обеспечить на уровне профильных министерств и ведомств при недопущении совмещения правоустанавливающих функций, функций по созданию инфраструктуры и проектной координации, надзору за исполнением требований.

    Результатом реализации Концепции до 2010 года станет:

    формирование базовой информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти, обеспечение потребностей министерств и ведомств в персональных компьютерах, серверах, периферийном оборудовании, локальных сетях, компьютеризированной телефонии, а также базовом и частично прикладном лицензионным программным обеспечением, что позволит существенно повысить эффективность работы государственных служащих, сформировать основу для дальнейшей информатизации:

    обеспечение более 90% госслужащих современными ПК, доступом в локальную сеть, сеть интернет,

    снижение доли используемого программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки, до 10% от общего количества установленных систем;

    увеличение доли программных продуктов отечественного производства, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти до 40% от общего числа закупленных лицензий.

    интеграция ведомственных информационных систем на основе единых требований и единой телекоммуникационной сети передачи данных в рамках общего информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и взаимодействия ведомств

    подключение всех федеральных органов государственной власти, их территориальных управлений к интегрированной телекоммуникационной сети;

    внедрение систем электронного документооборота во всех федеральных органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне, распространение более 70% всего объема документов в электронном виде;

    внедрение комплексных информационных систем управления ресурсами во всех федеральных органах государственной власти и их территориальных управлениях;

    значительное повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала в области информационных технологий, организации прохождения более 50% всех госслужащих федеральных органов государственной власти специальных курсов повышения квалификации;

    формирование и использования в деятельности федеральных органов государственной власти основных государственных информационных ресурсов, описывающих ключевые объекты государственного управления, а также обеспечение доступа к ним на межведомственном уровне;

    внедрение технологий "электронного правительства", обеспечивающих органам государственной власти возможность юридически значимого интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций, предоставление через интернет более 30% всех государственных услуг.

    обеспечение перевода не менее 20% всей открытой архивной информации государства в электронный вид;

    обеспечение доступа граждан через интернет к 100% открытой информации, имеющейся в электронном виде.

    8. Заключительные положения

    Настоящая Концепция содержит основные положения и принципы единой государственной политики использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, включая:

    выявление и первоочередную информатизацию приоритетных направлений деятельности федеральных органов государственной власти в целях социально-экономического развития, повышения эффективности государственного регулирования при одновременном обеспечении общественного контроля их деятельности и внедрении технологий "электронного правительства";

    повышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов на информатизацию;

    создание общей телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, инфраструктуры удостоверяющих центров и среды электронного взаимодействия в рамках реализации общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

    решение проблем повышения эффективности использования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, включая совершенствование методического, информационного, нормативного правового, организационно-структурного, финансового, кадрового и другие виды обеспечения;

    государственное управление процессом информатизации, включая мониторинг результатов создания единой интегрированной информационно-технологической инфраструктуры и общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

    Основными условиями успешной реализации государственной политики информатизации являются:

    соответствие актуальным задачам и результатам административной реформы;

    сохранение баланса между усилением эффективности государства на основе информационных технологий и обеспечением общественного контроля деятельности органов государственной власти;

    корректировка и модернизации федеральных целевых программ, межведомственных и ведомственных программ, содержащих мероприятий по внедрению информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти с учетом основных положений настоящей Концепции;

    приоритетное использование отечественных научно-технических и промышленных разработок в сфере информационно-технологической инфраструктуры, использование опыта и услуг участников российского рынка информационных технологий;

    необходимость создания и развития технологий "электронного правительства" как механизма предоставления услуг государства обществу.

    Приложение

    УТВЕРЖДЁН:
    распоряжением Правительства
    Российской Федерации

    от "__" ____________2004 г.N "___"

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

    по реализации Концепции использования информационных технологий
    в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

    Наименование мероприятия

    Форма документа

    Срок
    представления

    Ответственные исполнители

    1. Внесение изменений и дополнений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)"

    Проект постановления Правительства Российской Федерации

    I квартал 2004 года

    Минэкономразвития России, Минсвязи России,
    Минфин России, ФСБ России,
    министерства и ведомства - государственные заказчики Программы

    2. Доклад об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

    Проект решения Правительства Российской Федерации

    Ежегодно
    (IV квартал)

    Минсвязи России с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    3. Разработка проектов создания, развития и обеспечения функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, их экспертиза и рассмотрение на заседаниях координационных и совещательных органов в сфере информатизации

    Решения координационных и совещательных органов

    Ежегодно
    (в соответствии с планами работы координационных и совещательных органов)

    Минсвязи России, Минэкономразвития России, министерства и ведомства - разработчики проектов

    4. Создание, развитие и использование в деятельности федеральных органов государственной власти государственных информационных систем, ресурсов и технологий

    Решения федеральных органов государственной власти о приемке в эксплуатацию государственных информационных систем, ресурсов и технологий

    Ежегодно
    (в соответствии с планами работы федеральных органов государственной власти)

    Минсвязи России, министерства и ведомства, ответственные за внедрение государственных информационных систем, ресурсов и технологий

    5. Совершенствование и развитие нормативной правовой базы сферы информатизации

    Проект решения Правительства Российской Федерации

    Ежегодно
    (в порядке, установленном для формирования плана законопроектных работ Правительства Российской Федерации)

    Минсвязи России с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    6. Создание Федерального информационного центра

    Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

    II квартал 2004 г.

    Минсвязи России с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    7. Перечень общих для федеральных органов государственной власти регистров, реестров, классификаторов и номенклатур

    Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

    II квартал 2004 г.

    Минсвязи России, Минэкономразвития России, Госстандарт России с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    8. Укрупнение объемов и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти

    Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

    II квартал 2004 г.

    Минэкономразвития России, Минсвязи России с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    9. Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" в части формирования интегрированной оценки расходов на информатизацию органов государственной власти за счет всех бюджетных источников

    Проект федерального закона

    III квартал 2004 г.

    Минфин России,
    Минсвязи России, Минэкономразвития России с участием заинтересованных министерств и ведомств

    10. Защита интеллектуальной собственности в сфере государственных информационных систем, ресурсов и технологий

    Проект решения Правительства Российской Федерации

    I квартал 2005 г.

    Минсвязи России, Минпромнауки России, Роспатент с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    11. Создание системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти

    Проект решения Правительства Российской Федерации

    II квартал 2004 г.

    Минсвязи России с участием заинтересованных министерств и ведомств и РАН

    12. Внесение изменений и дополнений в Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

    Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

    По мере необходимости (не реже одного раза в три года)

    Минсвязи России, Минэкономразвития России, министерства и ведомства, ответственные за разработку Концепции

    13. Оценка потребностей органов государственной власти в объемах финансирования, необходимых для реализации концепции

    Доклад в Правительство Российской Федерации, содержащий предложения по источникам и объемам финансирования

    III квартал 2004 г.

    Минсвязи России, Минэкономразвития России, Минфин России с участием заинтересованных министерств и ведомств