1. Наименование проекта:
Разработка концепции и методики построения электронных регламентов взаимодействия федерального министерства с агентствами и службами, а также центрального аппарата министерства с территориальными органами.
2. Ключевые слова:
Агентства; Взаимодействие; Концепция; Министерства; Органы; Регламент; Службы; Технологии; Электронные; Эффективность.
3. Цели и задачи проекта:
Основной целью работы является разработка Концепции электронного взаимодействия и электронных административных регламентов взаимодействия федерального министерства с агентствами и службами, а также центрального аппарата министерства с территориальными органами.
В рамках настоящего проекта должны быть реализованы следующие задачи:
- предложить концептуальные подходы к оптимизации взаимодействия между федеральным министерствами с агентствами и службами, а также центрального аппарата министерства с территориальными органами;
- разработать проект концепции электронного взаимодействия центрального аппарата органа исполнительной власти с агентствами, службами и своими территориальными органами;
- описать административно-управленческие процессы взаимодействия между министерствами и службами, агентствами, центральных аппаратов федеральных органов власти с территориальными подразделениями органов власти на примере трех пилотных органов власти (министерство-служба, министерство-агентство, центральный аппарат - территориальное подразделение органа власти).
4. Годы реализации проекта:
2004-2005 годы
5. Организация-исполнитель:
ООО "Форс - Центр разработки".
Соисполнитель: Государственный университет Высшая школа экономики.
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области
Основные принципы взаимодействия между органами исполнительной власти различных типов заложены в Указе Президента №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", однако Указ позволяет определить лишь рамочные принципы взаимодействия. Традиционно межведомственные взаимодействия являлись основным элементом, генерирующим транзакционные издержки внутри государственного аппарата, при этом результаты изменения структуры ФОИВ внесли дополнительные "помехи" в данный вид взаимодействий, и заложенный в реформу структуры ФОИВ потенциал пока не реализован.
Тем самым рационализация межведомственных взаимодействий министерства с агентствами и службами, а также центрального аппарата с территориальными органами представляет собой одну из наиболее актуальных задач реформы государственного управления в целом. При этом максимально эффективным решением данной проблемы является объединение нескольких существующих направлений реформы.
Во - первых, это "высокоуровневая" оптимизация принципов взаимодействия министерства с агентствами и службами в рамках административной реформы. Необходимый уровень самостоятельности и автономности агентств и служб по отношению к министерствам - основа повышения эффективности ФОИВ - достигается при формализации и фиксации полномочий, ответственности и обязательств в области планирования деятельности, финансирования, оценки, кадровых решений, информационного обмена.
Во - вторых, реализация новых алгоритмов взаимодействий должна основываться на электронных технологиях. На данный момент применение информационных технологий в государственном управлении позволит снизить транзакционные издержки межведомственных взаимодействий в несколько раз.
6.2. Решаемые проблемы
В ходе проекта предполагается решить следующие основные задачи:
- выяснение системообразующих принципов построения взаимодействия отдельных организаций в процессах исполнения функций государственной;
- разработка рекомендаций по структуре и содержанию компонентов административного регламента взаимодействия;
- разработка проекта стандарта административного регламента взаимодействия органов федеральной исполнительной власти по выбранной функции управления;
- построение модели процесса взаимодействия органов государственной власти;
- разработка методики выявления, описания и оптимизации административно-управленческих процессов, связанных с государственным управлением
- разработка общих рекомендаций по использованию существующих технологических подходов и программных решений в рамках создания ЭАР процессов взаимодействия;
- разработка рекомендаций по организации, составу и содержанию мероприятий внедрения элементов ЭАР взаимодействия;
- разработка рекомендаций организации мониторинга результатов внедрения электронных регламентов взаимодействия.
6.3. Мировой опыт
В США, в ряде других стран в предшествующее десятилетие была сформирована система правовых и нормативных актов, направленная на реализацию принципа "ориентации на результат" в деятельности государства. Важно отметить, что достижение "результатов" государственной службы неразрывно связывается с применением информационных технологий.
В ходе реализации проекта предполагается осуществить анализ опыта развитых стран мирового сообщества в части автоматизированной информационной поддержки взаимодействия государственных властных структур, осуществляемого в рамках инструктивных указаний. В качестве примера можно привести следующие материалы:
- Paper Reduction Act (1995) - закон, вводящий требование устанавливать цели, задачи и показатели эффективности применения информационных технологий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти;
- OMB's Circular A-130 (инструкции по применению положений Paper Reduction Act);
- E-Government Act (2002) - закон, устанавливающий, в том числе, определенные требования по электронному межведомственному взаимодействию; соответствующие инструктивные материалы для федеральных органов исполнительной власти по исполнению данного закона.
В контексте выполнения работ по настоящему проекту предполагается обстоятельно изучить инициативы в рамках портфеля Government to Government (G2G), направленные на оптимизацию межведомственных административных процессов и их эффективную автоматизацию.
Особую значимость также представляют ведомственные документы, подготовленные отдельными органами исполнительной власти США во исполнение указанных выше нормативных правовых актов и инициатив федерального правительства по оптимизации и автоматизации административных процессов, в том числе, на межведомственном уровне. Прикладное значение имеют также методические и инструктивные материалы, которые содержат рекомендации по эффективному достижению ведомственных целей и задач в результате применения информационных технологий.
6.4. Результаты проекта в целом
Основными результатами проекта должны быть:
- концепция электронного взаимодействия центрального аппарата органа исполнительной власти с агентствами, службами и своими территориальными органами;
- предложения по оптимизации административно-управленческих процессов взаимодействия федеральных министерств с федеральными службами федеральными агентствами и с территориальными органами на примере пилотных органов власти;
- отчет о научно-исследовательской работе, содержащий обоснования положений Концепции электронного взаимодействия федерального министерства с агентствами, службами и своими территориальными органами.
7. Основные потребители:
Основными потребителями результатов проекта могут стать министерства, службы, агентства, проводящие работы по автоматизации и оптимизации межведомственного взаимодействия.
8. Социально-экономический эффект:
Оптимизация и автоматизация алгоритмов межведомственного взаимодействия может существенно повысить эффективность выполнения конкретных функций и операций.
В целом, регламентация управленческих процессов (включая установление параметров) и их автоматизация позволит повысить конкурентоспособность государственного управления и в значительной степени устранить административные ограничения экономического роста за счет:
- обеспечения эффективного перехода к бюджетному финансированию по результатам (целевому формированию бюджета);
- повышения прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти;
- усиления и индивидуализации ответственности на всех уровнях управления: на уровне организации в целом, структурного подразделения и конкретного исполнителя.