Проекты 2004 года - Архитектура

1. Наименование проекта: Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения "электронного правительства".

2. Ключевые слова: АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА, СПРАВОЧНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИЙ, СПРАВОЧНАЯ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

3. Цели и задачи проекта:

Целью данной работы в 2003г. является разработка методологии построения "электронного правительства" и, в первую очередь, эталонных моделей "единой" (комплексной, интегрированной) функционально-информационной архитектуры органов власти и процессов их практического применения. Стратегической целью выполнения данной работы является создание методологического фундамента для поддержки эффективного, системного и прагматичного осуществления реформы государственного управления за счет рационального применения ИКТ.
Указанный методологический фундамент распространяется на применение подходов и технологий "электронного правительства", на построение и применение единой архитектуры органов государственной власти, на реорганизацию процессов государственного управления и поддерживающих их информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), на их увязку с ключевыми реформами (административной, госслужбы, образования и других), на выработку общих принципов формирования соответствующей ИКТ-политики для государственных организаций и государства в целом, на создание конкретных нормативных документов (правовых, а также методических) для проведения этой политики в жизнь при практическом планировании и реализации проектов информатизации отдельных госорганов, а также межведомственных и общегосударственных проектов.

Основные задачи работы в 2003 году: Задачами работы в 2003 году является обоснование создания "единой архитектуры" (интегрированной, комплексной моделей) органов государственной власти как одного из важнейших инструментов проведения реформ системы государственного управления, обоснование процессов создания и применения единой архитектуры, определение состава и основных свойств методов и методологии разработки единой архитектуры.

Целью данной работы в 2004г. является разработка методологии построения "электронного правительства" и, в первую очередь, справочных моделей "единой" (комплексной, интегрированной) функционально-информационной архитектуры органов власти и процессов их практического применения. Стратегической целью выполнения данной работы является создание методологического фундамента для поддержки эффективного, системного и прагматичного осуществления реформы государственного управления за счет рационального применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Указанный методологический фундамент распространяется на применение подходов и технологий "электронного правительства", на построение и применение единой архитектуры органов государственной власти, на реорганизацию процессов государственного управления и поддерживающих их информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), на их увязку с ключевыми реформами (административной, госслужбы, образования и других), на выработку общих принципов формирования соответствующей ИКТ-политики для государственных организаций и государства в целом, на создание конкретных нормативных документов (правовых, а также методических) для проведения этой политики в жизнь при практическом планировании и реализации проектов информатизации отдельных государственных органов, а также межведомственных и общегосударственных проектов.

Основные задачи работы в 2004 году: Задачами работы в 2004 году является формирование необходимых методологических основ применения "единой архитектуры" органов государственной власти как одного из важнейших инструментов проведения реформ системы государственного управления, описание процессов создания и применения справочных моделей архитектуры верхнего уровня, включая важнейшие аспекты процесса формирования эффективного управления инвестициями в ИКТ.

4. Годы реализации проекта: 2003 - 2004 гг.

5. Организация-исполнитель: Некоммерческая организация Фонд экономических исследования "Новая Экономика"

6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:

6.1. Краткое описание предметной области: Формирование методологических, технических и организационных основ электронного государства. Архитектура Электронного Государства включает в себя: совокупность принципов, определяющих правила и способы взаимосвязи архитектурных элементов; классифицированный набор архитектурных элементов, сгруппированный в модели, которые используются для формирования требований и построения ИКТ-систем.

6.2. Решаемые проблемы:

Архитектура электронного государства обеспечивает:

- Для граждан и бизнеса:

- Для органов государственной власти:

6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт): FEAPMO - Архитектуры федерального предприятия (США)

6.4. Результаты проекта в целом:

В результате проведения работы были разработаны: концепция и принципы построения АЭГ; осуществлено описание основных задач, для решения которых применяется АЭГ и перечень преимуществ от ее использования; определены перспективы и пути создания АЭГ; осуществлена выработка общей схемы и определение перечня компонентов АЭГ; разработаны первые версии справочных моделей функций и эффективности, а также, способы их применения; разработана методика по практическому использованию справочной модели эффективности и справочной модели функций для управления инвестициями в ИКТ.

6.5. Результаты проекта по годам:

2003 г.

  1. Проанализирован мировой опыт построения и использования единой архитектуры органов власти:
    • Проведен анализ мирового опыта стран, использующих "единую архитектуру" для повышения эффективности государственного управления.
    • Проведен анализ процессов разработки и внедрения стратегического руководства применением ИКТ в контуре принятия решений органов государственной власти (некоторого уровня управления в целом и в конкретной организации) и предложения по использованию в этих процессах единой функционально-информационной архитектуры органов власти (ЕФА), а так же применения общих стандартов управления инвестициями в ИКТ.
  2. Разработаны рекомендации по основным подходам и структуре методологии построения единой архитектуры в рамках реформ в Российской Федерации;
    • изучены системы управления информационными ресурсами на федеральном и региональном уровнях и практики их интеграции
    • проведен анализ целесообразности и способа применения единой архитектуры при реформировании государственного управления
    • разработаны предложения по адаптации передового опыта органов государственного управления других стран в области создания и применения единой функционально-информационной архитектуры органов власти, использования международных стандартов и методологий для задач построения и внедрения "Электронного правительства" в органах государственной власти РФ.
  3. Разработана система нормативно-правового регулирования, связанного с применением "единой архитектуры".
    • Проведен анализ нормативно-правовой базы применения единой архитектуры в различных странах мира.
    • Проведен сравнительный анализ российского и зарубежного регулирования правоотношений, связанных с единой архитектурой.
    • Осуществлена оценка оптимальных методов нормативного правового регулирования, в том числе рассмотрена целесообразность установления вопросов регулирования, связанных с созданием и применением "единой архитектуры" на уровне федеральных законов, либо перенесения правового регулирования на уровень подзаконных актов.
    • выявлены пробелы российского нормативно-правового регулирования, связанные с единой архитектурой.

2004 г.

  1. предложения по содержанию и составу основополагающих документов по АЭГ,
    • На основе существующего мирового опыта построения информационной архитектуры разработан концептуальный подход и принципы построения АЭГ в Российской Федерации.
    • Описана общая схема и перечень компонентов входящих в АЭГ.
    • Выделены принципы использования архитектуры электронного государства для поддержки эффективного, системного и прагматичного осуществления реформы государственного управления за счет рационального применения информационно-коммуникационных технологий.
  2. описание справочных моделей верхнего уровня и методики их развития,
    • Разработаны первые версии справочной модели функций и справочной модели эффективности. Справочная модель функций, сформирована как функциональная основа организации правительства с учетом понимания структуры правительственных услуг и того функционального единства, которое существует между различными органами государственной власти. Справочная модель эффективности, как рамочная структура АЭГ, ориентирована на правительственные цели, задачи, проблемы и проекты и представляет собой систему специальным образом упорядоченных и сбалансированных классов показателей для оценки значений производительности и результативности.
    • Разработан процесс применения справочной модели функций и справочной модели эффективности для поддержания процессов интеграции различных органов государственной власти РФ и повышения эффективности процессов предоставления услуг со стороны правительства.
  3. рекомендации по использованию моделей верхнего уровня при управлении инвестициями в ИКТ и оценки соответствия проектов АЭГ.
    • Разработан первый вариант рекомендаций по практическому использованию справочной модели эффективности и справочной модели функций для управления инвестициями в ИКТ в контексте реализуемой в РФ концепции реформирования бюджетного процесса.

7. Основные потребители:

8. Социально-экономический эффект:

Использование АЭГ для поддержки эффективного, системного и прагматичного осуществления реформы государственного управления за счет рационального применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). АЭГ реализуется через ее применение в проектах создания архитектуры конкретных систем отдельных организаций и в совместных проектах. Основные преимущества применения АЭГ связаны:

Общие (итоговые) преимущества и совокупный социально-экономический эффекты формируется на основе вышеперечисленных преимуществ и относятся ко всем аспектам вырабатываемых в процессах деятельности правительственных организаций результатов - услуг, продуктов. В итоге АЭГ повышает качество результатов деятельности ОГВ при сокращении удельных затрат на их получение. Это относится как к качеству услуг и процессов их получения, так и к качеству информационных ресурсов, формируемых и используемых правительством в целом и отдельными ОГВ.