1. Название проекта:
Разработка типовых лицензий на приобретаемые в рамках государственных контрактов ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010 годы) права (авторские, имущественные). Разработка типовых регламентов подготовки и публикации в открытом доступе результатов выполнения государственных контрактов.
2. Ключевые слова:
авторское право, имущественные права, свободный авторский договор, свободные произведения, публикация, регламент, государственный контракт, программы для ЭВМ.
3. Цели и задачи проекта:
- разработка механизма передачи государственному заказчику достаточного объема авторских имущественных прав при создании произведений по государственному контракту - с учетом интересов как государственного заказчика, так и исполнителей;
- разработка регламента публикации разработанных либо модифицированных по государственному заказу произведений в открытом доступе на условиях свободных авторских договоров.
4. Годы реализации проекта:
2004 год.
5. Организация-исполнитель:
ООО "Альт Линукс".
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
В сложившейся практике не существует критериев, позволяющих определить, приобретает ли государственный заказчик достаточные авторские имущественные права на результаты работ по госконтрактам. Это приводит к многочисленным нарушениям прав и интересов государственного заказчика. Также широко распространена неэффективная практика концентрации исключительных имущественных прав на результаты государственных контрактов (не действующая на практике), налагающая на государство дополнительные обременения, связанные с учетом и охраной исключительных имущественных прав. Разработанные произведения практически не вовлекаются в хозяйственный оборот.
6.2. Решаемые проблемы:
- оптимизируется и унифицируется объем прав, получаемых госзаказчиком на произведения, созданные или модифицированные при выполнении государственных контрактов;
- с целью предотвращения конфликтных ситуаций учитываются интересы исполнителей - они также получают возможность распоряжаться произведениями, созданными либо модифицированными по госзаказу, по своему усмотрению;
- произведения, созданные или модифицированные по государственным контрактам, вводятся в хозяйственный оборот посредством публикации на условиях свободных авторских договоров - иные ведомства и третьи лица получают возможность использовать опубликованные произведения в своей деятельности.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
Предлагаемая инициатива не является изобретением исполнителя - аналогичные нормативные акты и рекомендации уже введены в действие во многих других государствах (Великобритания, Финляндия, Дания, Словения и др.).
6.4. Результаты проекта:
- аналитические материалы, исследующие возможность публикации произведений, созданных либо модифицированных при выполнении государственного контракта, на условиях свободных авторских договоров;
- аналитический отчет, раскрывающий основные проблемы, существующие в области передачи прав на произведения, созданные либо модифицированные по государственному контракту, на сегодняшний день;
- предложены проекты изменений в порядки проведения открытого конкурса, выполнения государственного контракта, осуществления сдачи-приемки работ с целью оптимизации объема авторских имущественных прав, получаемых государственным заказчиком;
- разработана процедура публикации произведений, созданных либо модифицированных по государственному заказу, в открытом доступе на условиях свободного авторского договора;
- предложены изменения в законодательство, увеличивающие эффективность регулирования отношений в области передачи авторских имущественных прав.
7. Основные потребители:
Предлагаемые изменения затрагивают проекты Министерства экономического развития и торговли РФ, выполняемые в рамках ФЦП "Электронная Россия". Представляется, что в последствии эти изменения могут быть распространены на министерство и правительство в целом.
8. Социально-экономический эффект:
- увеличивается публичность процедуры проведения открытых конкурсов (особенно в продолжающихся проектах, где благодаря публикации результатов предшествующих этапов появляется возможность привлечения новых поставщиков к выполнению новых этапов проекта);
- обеспечивается ввод в хозяйственный оборот произведений, созданных или модифицированных по государственному заказу;
- увеличивается прозрачность действий власти и степень раскрытия информации по выполнению государственных контрактов.