Проекты 2004 года - Пилотные проекты по ОГИР и ЭАР

1. Наименование проекта: Создание муниципальной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства города Обнинска.

2. Ключевые слова: Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальный комплекс. Муниципальная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальные услуги. Потребители жилищно-коммунальных услуг. Поставщики жилищно-коммунальных услуг. Органы власти муниципального образования. Единое информационное пространство отрасли ЖКХ.

3. Цели и задачи проекта: Создание муниципальной информационной системы жилищно - коммунального хозяйства города Обнинска, включающей вычислительные и программные средства, а также нормативную документацию, обеспечивающую решение задач жилищно-коммунального комплекса муниципального образования. Разработка типового программного обеспечения для жилищно-коммунального комплекса муниципального образования и пакета методических, а также типовых технических, организационных, правовых и кадровых документов ,обеспечивающих тиражирование системы.

4. Годы реализации проекта: 2004 год.

5. Организация-исполнитель: Открытое акционерное общество "Обнинский городской информационный центр" (ОАО ОГИЦ).

6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:

6.1. Краткое описание предметной области:

Объектом реализации проекта является комплексная автоматизация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования включающая информационное обслуживание: потребителей жилищно-коммунальных услуг (население), органы управления муниципального образования, органы социальной защиты населения, предприятия и организации поставщики жилищно-коммунальных услуг и прочие организации работающие и имеющие интерес в отрасли ЖКХ.

6.2. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):

Анализ зарубежного подхода к управлению ЖКХ показывает, что коммунальные услуги и все что связано с жильем рассматриваются как "жизненно важные". Как следствие, обеспечение населения этими услугами всегда осуществляется при активном участии государственных органов. Четыре общих подхода к регулированию и управлению ЖКХ МО (США, Англия, Франция, Германия) так или иначе, сходятся в одном: регулирующие органы определяют правила работы частных предприятий - конкурентов, защищают права потребителей, гарантируют выполнение стандартов качества на "жизненно важные услуги". В идеальном случае вся система менеджмента выглядит как децентрализация с контролем по отклонениям.

Особенностью управления ЖКХ в России, которая мешает применить накопленный за рубежом опыт, является то, что ЖКХ - дотируемая отрасль, а так же имеет место перекрестное субсидирование. Таким образом, модель управления развития ЖКХ МО должна содержать основу для удаления данных недостатков из сферы управления отраслью.

Рыночные отношения предполагают возможность передачи жилого фонда от одной управляющей организации - другой, а также от одного поставщика услуг - другому при осуществлении такой передачи, кроме передачи непосредственно самого объекта или права на оказания услуг, необходимо предусмотреть возможность передачи информационной поддержки, необходимой для выполнения функций - реализация такого подхода заложена в настоящий проект.

6.3. Результаты проекта в целом:

Результатом работ по выполнению проекта является создание муниципальной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства города Обнинска, необходимой для реализации основных положений реформирования отрасли согласно федеральной целевой программы "Жилище". Функциональные возможности и открытость системы позволит иметь мощный инструмент управления и дальнейшего развития жилищно- коммунального комплекса на уровне муниципального образования, оперативно обслуживать население, способствовать снятию социальной напряженности при переходе на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг и реализации федеральной политики по монетизации льгот.

В рамках выполнения работы создана автоматизированная система ЖКХ муниципального образования город Обнинск, являющаяся подсистемой общей (муниципальной) информационной системой (МИС) города. Разработана "пакетная" версия МИС ЖКХ МО готовая для тиражирования в МО РФ.

7. Основные потребители: Муниципальные образования, предприятия отрасли ЖКХ, товарищества собственников жилья, непосредственно потребители - жители муниципального образования, инвесторы отрасли ЖКХ, потенциальные участники рынка ЖКХ.

8. Социально-экономический эффект:

Факторами, определяющими качественный эффект от внедрения системы, служат: внедрение современных информационных технологий в сектор ЖКХ как инструмент развития рыночных отношений, повышение качества индивидуального труда работников жилищно-коммунального комплекса, приближение принимаемых решений на муниципальном уровне к оптимальным за счет лучшего информационного обеспечения органов власти, повышение комфортности в обслуживании для населения по технологии "единое окно".

Система способна к развитию как в направлении расширения количества пользователей, так и путем решения новых функциональных задач.

Развитие проекта может быть привязано к функциональному расширению системы и её широкому распространению в других МО, что приведет к значительному экономическому эффекту за счет уменьшения затрат на решение "типовых" задач в других МО.

Сохранение и расширение достижений проекта возможно исходя из первоначальной установки на то, что создаваемый информационный ресурс - типовой. На основании этого закладывается возможность тиражирования данной разработки на территории Российской Федерации.

Количественный эффект от создания "МИС ЖКХ ОБНИНСК":

Доведение уровня оплаты предоставляемых услуг до 97-99 % за счет автоматизированного контроля процессов заключения договоров и их исполнения, дает экономический эффект в несколько миллионов рублей в год только для одного муниципального образования (Обнинск).

Возможность тиражирования готовых решений даст экономический эффект для крупных муниципальных образований (более 300 000 жителей) в размере 2 миллионов на каждое МО, для средних (от 300000 до 100000 жителей) до 500 тысяч рублей, для малых (менее 100000 жителей) от 100 до 200 тысяч рублей. При массовом внедрении системы экономический эффект может составить десятки миллионов рублей в год.

Создание автоматизированных комплексных абонентских пунктов приема населения по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг и автоматизация ряда бизнес -процессов, до сих пор не охваченных автоматизацией, позволит уменьшить количество персонала, работающего с населением, на 20 % , что даст экономический эффект порядка одного миллиона рублей в год только в масштабах города Обнинска.