1. Наименование проекта:
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
2. Ключевые слова:
СМАРТ ТЕХНОЛОГИИ, СМАРТ КАРТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ КАРТЫ, КАРТА ГОРОЖАНИНА, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ, СПУН, СИСТЕМА ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЦЕССИНГОВЫЙ ЦЕНТР, ЛЬГОТОПОЛУЧАТЕЛИ
3. Цели и задачи проекта:
Целью проекта является анализ реализации пилотных проектов субъектов Российской Федерации, мирового опыта использования смарт-технологий в работе органов государственной власти и разработка предложений по использованию смарт-технологий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основные задачи работы:
- анализ зарубежного опыта реализации государственных проектов по внедрению "смарт-карт";
- анализ реализации функциональных возможностей смарт-технологий на примере пилотных проектов в России;
- анализ международного опыта правового регулирования проектов по внедрению смарт-карт; анализ российского законодательства, регулирующего применение ИКТ с точки зрения отношений, возникающих при использовании смарт-карт; разработка предложений по совершенствованию российского законодательства для обеспечения эффективного применения ИКТ;
- разработка предложения по стандартизации требований к разрабатываемым смарт-технологиям;
- разработка предложений по унификации многофункциональных смарт-технологий в субъектах Российской Федерации;
- оценка технико-экономической эффективности реализации проекта на примере отдельно взятого региона и муниципального образования.
4. Годы реализации проекта:
2004 год.
5. Организация-исполнитель:
ООО "АНД Проджект"
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
По мировому и российскому опыту реализации проектов смарт-карты часто являются элементом программы информатизации, создания электронного правительства и рассматриваются как эффективный инструмент для решения широкого круга вопросов, начиная от электронной идентификации личности и заканчивая получением общественных (правительственных услуг) с использованием смарт-карт, в том числе в социальной сфере.
Смарт-технологии наиболее часто используются в качестве электронной идентификационной (ID) карты, хранящей на себе набор персональных данных человека, а также его биометрическую информацию (отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза, изображение лица). Помимо выполнения своей основной функции такие карты используются в системах контроля доступа (логического и физического); в некоторых случаях на них может содержаться ключ для применения электронной цифровой подписи.
6.2. Решаемые проблемы:
- Анализ зарубежного опыта использования смарт-технологий в зарубежных проектах государственного и муниципального уровня; анализ результатов и опыта реализации пилотных проектов России;
- Анализ российский и зарубежной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы применения смарт-технологий для решений социально-экономических задач органами государственной власти и местного самоуправления, включая разработку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью создания благоприятных условий по развитию смарт-технологий в России.
- Разработка предложений по стандартизации требований к применяемым смарт-технологиям, включая разработку структуры документа, по использованию общепринятых международных стандартов (ISO/IEC 7816, ISO/IEC 14443 и др.), предложения определяющие требования к смарт-картам, обеспечение совместимости между информационными системами участников проекта, по стандартам информационной безопасности.
- Разработка предложений по унификации многофункциональных смарт-технологий в субъектах Российской Федерации, включая определение типового набора сервисов, реализуемых с использованием смарт-карт, определение участников (ведомств, структур и т.п.) типового проекта и концептуальных моделей их взаимодействия, унификацию требований к центрам обработки информации, обеспечивающим использование смарт-технологий, разработку типового плана реализации проекта по внедрению смарт-технологий в отдельно взятом регионе.
- Формирование критериев выбора заявок регионов для реализации проектов по созданию систем с использованием смарт-технологий.
- Создание типового технического задания на разработку информационной системы, основанной на использовании смарт-технологий.
- Оценка технико-экономической эффективности типового проекта с использованием смарт-карт на примере одного субъекта Российской Федерации и одного муниципального образования.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
Опыт реализации пилотных проектов в России и зарубежом рассмотрены в очтете "О существующем состоянии и проблемах реализации функциональных возможностей смарт-технологий". Реализация пилотных проектов в России приведена ниже.
Крупные проекты:
- Социальная карта Москвича;
- Карта горожанина Санкт-Петербурга;
- Страховой полис ОМС Тульской области;
- Безналичные расчеты, в г. Балашиха Московской области;
- Социальная карта Челябинца;
- Социальная карта Ярославца;
- Страховая карта горожанина, г. Якутск
- Социальная карта жителя Владивостока.
Федеральные проекты:
- Подтверждение на право трудовой деятельности иностранного гражданина - федеральная миграционная служба;
- Заграничный паспорт гражданина РФ нового образца, с биометрической информацией;
- Таможенная карта.
6.4. Результаты проекта в целом:
В ходе проекта разработан комплект документов, которые могут быть использованы для типизации подходов реализации проектов в субъектах федерации и муниципальных образованиях, чем уменьшить затраты на взаимодействие, в том числе при введении федеральной (общероссийской) смарт-карты гражданина.
6.5. Результаты проекта по годам:
В 2004 году разработаны следующие документы:
- Аналитический отчет о существующем состоянии и проблемах реализации функциональных возможностей смарт-технологий. 203 страницы.
- Аналитический отчет о состоянии нормативно правовой базы, обеспечивающей применение и развитие смарт-технологий. 72 страницы.
- Аналитический отчет "Предложение по стандартизации требований к смарт-технологиям". 110 страниц.
- Аналитический отчет "Предложения по унификации применения смарт-технологий". 84 страницы.
- Аналитический отчет "Критерии выбора заявок регионов на реализацию проектов создания систем с использованием смарт-технологий". 29 страниц.
- Техническое задание "На разработку информационной системы, основанной на использовании смарт-технологий". 50 страница.
- Аналитический отчет "Оценка технико-экономической эффективности проекта с использованием смарт-карт на примере одного субъекта Российской Федерации и одного муниципального образования". 64 страницы.
7. Основные потребители:
Граждане, коммерческие организации взаимодействующие с населением, Администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы государственной власти предоставляющие субсидии, компенсации, начисления.
8. Социально-экономический эффект:
Ожидаемый социально-экономический эффект приведен в технико-экономической оценке реализации проекта. Краткие выводы:
Реализация проектов в небольших муниципальных образованиях по прямым показателям может быть нерентабельна, по косвенным показателям показывает окупаемость инвестиций.
Реализация проектов в небольших муниципальных образованиях позволяет привлечь существенные средства населения в экономику муниципального образования, соизмеримые с бюджетом муниципалитета.
Реализация проектов в субъекте федерации, с высокими показателями экономики обеспечивает прямой возврат инвестиций и существенную рентабельность проекта. По косвенным показателям проект обеспечивает существенный возврат вложенных финансовых средств и может оказать стимулирующее развитие на экономику региона
Граждане получают удобный инструмент взаимодействия с органами государственной власти и получения финансовой поддержки.
Администрации субъектов федерации и муниципальных образований получают возможность повысить адресность и эффективность социальных программ.