1. Наименование проекта:
Реализация пилотного проекта по созданию элементов системы персонального учета населения (СПУН)
2. Ключевые слова:
Система персонального учета населения (СПУН), стандарты СПУН, структура и архитектура СПУН, нормативно-правовое обеспечение СПУН, организация создания, обеспечение функционирования и развития СПУН, этапы создания СПУН, идентификатор персональных данных, модуль интеграции, государственный регистр населения, метабаза данных СПУН, система исполнения запросов СПУН, электронные административные регламенты СПУН, сервисы СПУН.
3. Цели и задачи проекта:
Основной целью работы является создание элементов системы персонального учета населения (СПУН) муниципального, регионального и федерального уровня, а также отработка проектных решений на пилотных регионах.
4. Годы реализации проекта:
2004 - 2006 гг.
5. Организация-исполнитель:
ЗАО "Инженерно-внедренческий центр Инсофт"
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
Система персонального учета населения Российской Федерации (далее СПУН) - это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (далее - уполномоченных органов и организаций) по обмену персональными сведениями о гражданах и иных лицах, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации, на основе современных информационных технологий в рамках предоставления ими услуг населению.
6.2. Решаемые проблемы:
СПУН создается в целях повышения эффективности:
- защиты конституционных прав и свобод граждан;
- реализации государственной политики и правоустанавливающей деятельности, планирования деятельности органов власти и контроля ее результативности на основе анализа комплексной и агрегированной информации о социально-демографической структуре и составе населения;
- выполнения органами государственной власти и контрольно-надзорных функций, а также правоприменительных функций, включая предоставление государственных услуг населению.
Достижение данных целей создания СПУН основано на:
- введении единого идентификатора персональных данных (ИПД) обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия между персональными данными о конкретном физическом лице, размещаемыми в различных автоматизированных системах учета населения;
- создании государственного регистра населения, понимаемого как совокупность актуальных первичных идентификационных данных о населении страны и соответствующих им ИПД;
- интеграции и обеспечения взаимодействия автоматизированных систем учета населения, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональной информации в электронном виде;
- обеспечении доступа заинтересованных органов власти и организаций к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета населения, на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами;
- создании аналитических приложений, обеспечивающих возможность оценки имеющейся в различных системах учета информации о населении по различным параметрам;
- создании механизмов предоставления информационных услуг населению и организациям.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
Мировой опыт. Регистры и реестры населения. По оценкам специалистов Статистического бюро ООН, системы учета населения функционируют почти в 60 странах, т.е. в каждой третьей стране мира.
Российский опыт:
- регистрация и учет населения в системе пенсионных фондов,
- регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания, а также регистрация факта изменения гражданства;
- регистрация избирателей, участников референдума;
- регистрация граждан, имеющих статус военнообязанных;
- регистрация налогоплательщиков;
- регистрация граждан в органах социального обеспечения;
- регистрация граждан в органах здравоохранения;
- регистрация граждан в органах обязательного медицинского страхования;
- регистрация граждан в органах образования;
- регистрация актов гражданского состояния;
- регистрация граждан по отдельным основаниям.
6.4. Результаты проекта в целом:
- Типовое техническое задание на региональную подсистему СПУН, а также подсистему СПУН федерального уровня (2004 - 2005 годы).
- Стандарты СПУН (2005 - 2006 годы).
- Рекомендации по выбору оптимальной программно-аппаратной конфигурации модуля интеграции ведомственной системы (2004 - 2005 годы);
- Технический проект на систему персонального учета населения (2004 - 2005 годы).
- Перечень нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, который является необходимым и достаточным для внедрения и эксплуатации СПУН на федеральном и региональном уровне (2004 - 2005 годы).
- Процедуры присвоения идентификатора персональных данных. (2004 - 2005 годы)
- Типовая технология выбора первичной базы данных, а также присвоения идентификатора персональных данных (2004 - 2005 годы)
- Электронные административные регламенты (ЭАР) СПУН (2004 - 2006 годы)
- Типовые проектные решения для репозитория регионального уровня (2004 - 2005 годы).
- Типовое проектное решение на федеральный репозиторий (2004 - 2006 годы).
- Разработка и утверждение реестра Web-сервисов СПУН, в том числе по взаимодействию с гражданами (2004 - 2006 годы).
- Созданы пилотные региональные ОГИР, интегрированные со СПУН (2004 - 2006 годы).
6.5. Результаты проекта по годам:
В 2004 году:
- Разработано техническое задание на пилотный проект по созданию элементов СПУН;
- Разработан план мероприятий по построению СПУН в пилотном регионе и на федеральном уровне.
- Разработаны проекты нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней;
- Разработаны процедуры присвоения идентификатора персональных данных (ИПД) для первичной базы данных и других баз персональных данных;
- Проведено присвоения ИПД в первичной базе данных жителям Чувашской республики, города Магнитогорска, города Сосновый бор Ленинградской области, а также во всех базах персональных данных Чувашской республики;
- Разработана системная и информационная архитектура СПУН в пилотном регионе;
- Разработано ЧТЗ на Реестр web-сервисов федерального и регионального репозитория (действующий макет).
- Разработаны эскизные проекты федерального и регионального репозиториев.
- Проведены демонстрации федерального и регионального репозиториев (действующих макетов) на испытательных стендах на объектах пилотной зоны.
- Разработаны электронные административные регламенты взаимодействия компонентов СПУН в пилотных регионах.
7. Основные потребители:
Граждане, органы государственной власти и местного самоуправления.
8. Социально-экономический эффект:
Основным социально-экономическим эффектом от создания системы является повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение реализации гражданами своих конституционных прав и выполнения конституционных обязанностей.