1. Наименование проекта:
Создание и внедрение единой системы документооборота при кадастровом учете земельных участков, техническом учете зданий и сооружений и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (СЭДО Кадастр).
2. Ключевые слова:
Электронный документооборот, кадастровый учет, регистрация прав, Web-сервис, среда электронного взаимодействия, предоставление государственных информационных услуг.
3. Цели и задачи проекта:
- упрощение и автоматизация обмена сведениями между органами государственного учета недвижимости и государственной регистрации прав;
- предоставление потребителям, независимо от их местонахождения, информации об объектах недвижимости и их правовом статусе, содержащейся в государственном земельном кадастре (ГЗК) и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП на основе использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ);
- реализация процедур государственного учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в организуемых местными органами власти на принципе "одного окна";
- организация "удаленного" приема заявлений и документов о постановке объектов недвижимости на государственный учет и о государственной регистрации прав на них, а также предоставление сведений, на базе "выносных" пунктов представительств органов учета и регистрации;
- оптимизация существующих процедур государственного учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Годы реализации проекта:
2004-2006 гг.
5. Организация-исполнитель:
Исполнитель работ: ФГУП Федеральный кадастровый центр "Земля" (ФКЦ "Земля").
Соисполнители:
- ЗАО "РесЭко", г. Москва
- ФГОУ "Учебный центр управления земельными ресурсами", Великий Новгород
- Муниципальное учреждение "Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий", г. Череповец
- ООО "Электронные документы", г. Новосибирск
- Региональная ассоциация "КалугаИнформЕдинство", г. Калуга
- ООО "Ай-Ферст", г. Москва
- ЗАО "НПО "Балтрос", г. Санкт-Петербург.
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
Сфера гражданского оборота объектов недвижимости, осуществляемого на территории, относящейся к юрисдикции организаций и учреждений, выполняющих кадастровый учет земельных участков, технический учет зданий и сооружений и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
6.2. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
Швеция: удаленное предоставление сведений и регистрация прав по всей территории страны (более 25000 пользователей Национального земельного банка); Проекты "Электронного правительства" (США, Франция и пр.);
Опыт реализации "единого окна" в России (Белгород, Республика Башкортостан и др), который характеризуется следующими проблемами:
- Необходимо присутствие заявителя;
- нет возможности удаленной подачи заявки;
- очереди и отсутствие прозрачности как информации, так и исполнения необходимых процедур;
- повторный ввод сведений в базы данных АС разных ведомств;
- не используется электронный документооборот и ИКТ;
- необходима дополнительная оплата посреднических услуг.
6.4. Результаты проекта в целом:
- Реализация электронного документооборота на основе среды электронного взаимодействия, основанной на современных ИКТ и позволяющей обеспечить подключение разнородных АС различных ведомств;
- Разработка пакета типовых нормативных документов, обеспечивающих внедрение и эксплуатацию системы в регионах;
- Разработка стандартов, обеспечивающих подключение заинтересованных участников межведомственного взаимодействия;
- Разработка типовых технических решений по подключению муниципальных информационных систем;
- Разработка типовых технических решений по внедрению и сопровождению СЭДО Кадастр.
6.5. Результаты проекта по годам:
2004 г.:
- Проведение предпроектного обследования пилотных регионов;
- Разработка системно-технических решений по созданию прототипа СЭДО Кадастр;
- Разработка пакета ЧТЗ на изменение нормативных документов;
- Создание прототипа СЭДО Кадастр на стенде ФКЦ "Земля"
2005 г.:
- Адаптация разработанной системы к новым нормативным правовым и техническим документам, регламентирующим вопросы формирования и учета объектов недвижимости;
- Технорабочее проектирование СЭДО Кадастр. Выпуск рабочей документации.
- Проведение опытной эксплуатации в пилотных регионах 2004 г. Сбор и анализ замечаний и предложений по функционированию системы;
- Согласование профиля стандартов, используемых при проектировании, развитии, внедрении и функционировании системы, и утверждение их заказчиком;
- Доработка прототипа системы и его тестирование.
2006 г.:
- Разработка типовых методик подготовки и перевода организаций регионов в режим промышленной эксплуатации СЭДО Кадастр;
- Разработка регламентов подключения новых участников взаимодействия;
- Реализация перевода в промышленную эксплуатацию СЭДО Кадастр на территории одного из пилотных регионов в целом.
7. Основные потребители:
Граждане, хозяйствующие субъекты и органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления.
8. Социально-экономический эффект:
- Сокращение транзакционных издержек участников рынка недвижимости в результате организации межведомственного взаимодействия на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, не только облегчит оформление земельно-имущественных отношений, но и обеспечит активизацию рынка земли и недвижимости и, следовательно, увеличение поступления соответствующих платежей в бюджеты различных уровней.
- Достижение прозрачности правового режима объектов недвижимости в их совокупности путем формирования единого информационного фонда о недвижимости будет способствовать защищенности прав и интересов третьих лиц и общества, активизации рынка недвижимости и повышению инвестиционной активности.
- Обеспечение доступа к кадастровой информации из любой точки субъекта РФ независимо от местонахождения недвижимости будет способствовать созданию единого экономического пространства.
- Создание системы и обеспечение публичности содержащейся в ней информации обеспечит снижение расходов региональных и местных органов управления на создание информационных систем в интересах управления территориями.
- Планируемое перераспределение полномочий и организация согласования разрешенного использования объектов недвижимости, определения их правового режима, адекватного установлениям и наличием режимообразующих объектов, позволит снизить вероятность техногенных аварий по причинам неинформированности хозяйствующих субъектов.