1. Наименование проекта:
Разработка типовой тиражируемой информационно-аналитической системы (РИАС) органов государственной власти.
2. Ключевые слова:
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3. Цели и задачи проекта:
Целью настоящего проекта является разработка типового решения проблемы региональной информатизации. Это решение включает
- унифицированную адаптивную Региональную информационно-аналитическую систему органов государственной власти (РИАС ОГВ).
- типовой набор нормативных документов и методических рекомендаций по внедрению и функционированию РИАС ОГВ и решению технических, правовых, организационных, кадровых проблем.
- механизм тиражирования и централизованного сопровождения РИАС ОГВ.
Для достижения цели проекта должны быть решены следующие задачи:
- Инвентаризация имеющихся в регионах информационных систем, выявление и согласование информационных потребностей пользователей по результатам обследования регионов пилотной зоны.
- Разработка архитектуры типовой РИАС ОГВ
- Разработка типовых информационных моделей и аналитических алгоритмов функциональных подсистем подготовки и принятия управленческих решений для различных сфер жизнедеятельности региона:
- Разработка типовых технологий информационного обмена, включая программные средства и протоколы.
- Разработка или выбор базовых программных средств для построения и эксплуатации РИАС ОГВ.
- Разработка функциональных подсистем
- Отработка технологии организации жизненного цикла системы
- Отработка типового комплекта организационно-правовых и нормативно-технических документов и рекомендаций технического, технологического, организационного плана, необходимых для внедрения РИАС ОГВ.
- Организация тиражирования отработанных типовых решений в другие регионы центрального федерального округа (ЦФО).
4. Годы реализации проекта:
2004 - 2005 гг.
5. Организация-исполнитель:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина"
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
В рамках проекта должна быть разработана информационная система поддержки управленческих решений для региональных администраций. Вся информация, необходимая для принятия управленческих решений в регионе есть, но она разбросана по ведомственным и муниципальным информационным системам, собирается в интересах ведомственной вертикали и в комплексе для анализа в интересах региона недоступна.
В интересах руководства информация должна быть:
- собрана в местах ее возникновения в ведомственных и муниципальных информационных системах;
- согласована и сохранена в едином хранилище (региональной системе банков данных);
- выбрана из хранилища (по запросам либо по регламенту), аналитически обработана и выдана пользователю в удобной для него форме. Под аналитической обработкой понимается выявление тенденций, прогноз показателей, прогноз последствий управленческих решений для снижения риска управленческих ошибок.
Построение такой системы требует решения проблем региональной информатизации. Эти проблемы имеют системный характер. Это проблемы:
- Концептуальные - задержка разработки национальной концепции информатизации на уровне технических решений и как следствие - неопределенная семантика информационных моделей, неопределенные системообразующие элементы РИАС ОГВ, несогласованность технической политики ведомств,
- Технические - неготовность технической базы для РИАС ОГВ (техника, сети)
- Технологические - недостаток отечественных программных средств корпоративного уровня, достаточных функционально и премлемых по стоимости
- Правовые - проблема доступа в информационные базы ведомств и муниципалитетов
- Финансовые - дефицит средств на информатизацию в большинстве регионов страны
- Организационные - отсутствие четких рекомендаций по организационному обеспечению процесса информатизации
- Кадровые - дефицит подготовленных кадров
Все эти проблемы требуют комплексного решения.
Анализ наличного парка информационных систем в администрациях, их структурах, ведомствах и муниципалитетах показал, что зачастую они базируются на маломощных платформах. Корпоративные информационные технологии используются редко. Особенно это относится к аналитическим системам, в первую очередь к средствам многомерного анализа данных. Такие средства предлагаются зарубежными фирмами, но их использование в качестве технологической базы РИАС ОГВ является спорным по следующим соображениям:
- закрытость и очень высокая стоимость с необходимостью ежегодной платы за лицензию (SAS Institute, SAP R/3),
- ориентация на конкретный тип СУБД (Informix Metaqube, ORACLE),
- некомплексный взгляд на проблемы анализа данных (например, отсутствие работы с топоосновой в Business Objects),
- закрытость и функциональная ограниченность (OLAP для MS SQL).
В состав функциональных подсистем РИАС ОГВ входят:
- Информационно-аналитическая система (ИАС) по социально-экономическому положению
- ИАС по деятельности юридических лиц региона
- ИАС по населению региона
- ИАС по земле и недвижимости
- Информационно-справочная система (ИСС) по правовой информации (региональной и центральной)
- Система мониторинга прессы (региональной и центральной)
- Интернет-портал как электронное представительство региона в сети, как среда доступа из сети к аналитическим системам и корпоративной системе автоматизированного документооборота и как средство сбора и интеграции информации из различных источников
- Корпоративная система автоматизированного документооборота.
Состав функциональных подсистем РИАС ОГВ первой очереди (2004 год) должен включать:
- ИАС мониторинга социально-экономического положения региона;
- ИАС по деятельности юридических лиц региона;
7. Основные потребители:
Потребителями результатов проекта являются региональные администрации Российской Федерации.
8. Социально-экономический эффект:
Получив комплект современных программных средств РИАС ОГВ с унифицированными моделями и алгоритмами, а также исчерпывающие рекомендации по организации развертывания и эксплуатации системы, с решением всех проблем и гарантией централизованного сопровождения, региональные администрации не только получат мощный инструмент информационной поддержки управления, но и будут:
- избавлены от непроизводительных затрат на разработку РИАС ОГВ и подготовку эксплуатационного персонала
- застрахованы от ревизии проектных решений своими силами при изменении условий функционирования
- иметь возможность развивать семантику систем, входящих в состав РИАС ОГВ, если этого потребуют местные условия.
Косвенным результатом проекта будет создание основы для построения единого информационного пространства органов государственной власти.
С точки зрения эффективности управления территориями основным эффектом следует считать снижение вероятности управленческих ошибок, последствия которых в масштабе региона могут быть достаточно болезненными.
Открытый доступ к открытому сегменту информации соответствует современному представлению об электронном правительстве. Наличие такого сегмента информации, доступного через портал, сделает систему открытой для граждан и предпринимателей. Это соответствует тенденции к информационной открытости общества.
С точки зрения экономии бюджетных средств на создание системы разработка типовой РИАС ОГВ с ее последующим тиражированием в субъекты Федерации исключит дублирование работ и распыление средств.
Экономия бюджетных средств будет достигаться и за счет более эффективного управления.