1. Наименование проекта:
Автоматизированная система принятия решений по управлению регионом.
2. Ключевые слова:
Автоматизированная система управления регионом (АСУР), единая база данных, информационные ресурсы, информационно - коммуникационная инфраструктура, межведомственное взаимодействие.
3. Цели и задачи проекта:
Целью создания автоматизированной системы управления Калининградской областью является обеспечение устойчивого и эффективного управления развитием области за счет рационализации управления экономическими и социально - политическими процессами в ней. Поставленная цель достигается путем максимальной автоматизации процессов управления, создания интегрированной информационной системы области, внедрения новых информационных технологий, в частности, по обеспечению защиты конфиденциальной информации, повышения эффективности принимаемых управленческих решений.
В процессе создания системы управления Калининградской областью решаются задачи развертывания единой системы управления, включающей в себя в качестве подсистем системы управления администрации, областной Думы, муниципальных образований, отдельных ведомств, функционирующих на территории области:
- Создания единой распределенной базы данных АСУР и системы управления этой базой.
- Создание информационно-аналитической подсистемы (системы принятия решений).
- Создания интегрированной информационно-коммуникационной сети в области, обеспечивающей "прозрачный" доступ пользователей сети к ее информационным и вычислительным ресурсам (в пределах выделенных полномочий), и системы управления этой сетью.
- Разработка и внедрение прикладных программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное решение задач управления, в том числе задач обеспечения органов управления актуальной и достоверной информацией и задач принятия управленческих решений.
- Формирование системы сбора информации, включающей как информационные элементы технологических систем (например, технологических систем ЖКХ или экологического контроля), так и комплексы средств автоматизации сбора информации на рабочих местах в подразделениях администрации (областной и муниципальной).
4. Годы реализации проекта:
2004-2010 годы.
5. Организация-исполнитель:
Государственное учреждение "Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития".
Соисполнители проекта. ООО "ОКБ Бурстройпроект", ФГУП НИИ "Восход", ЗАО "Инсофт".
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
Создание интегрированной межведомственной автоматизированной системы управления областью (регионом) - АСУР, в которой все управленческие решения базируются на единой информационной базе, содержащей неискаженную и актуальную информацию.
Система управления регионом содержит следующие функциональные подсистемы:
- Экономический регистр, содержащий всеобъемлющую информацию об экономике, финансах, организациях различных отраслей хозяйства и бюджетной сферы (в том числе образование, торговля, культура, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) на региональном и муниципальном уровнях.
- Регистр населения - совокупность персональных регистрационных данных граждан и информации ведомственных систем учета граждан (паспортные данные, сведения по налогам, медицине, пособиям, пенсии и др.).
- Подсистема оперативного управления регионом и взаимодействия с региональным подразделением МИД, управлением внутренних дел, федеральной пограничной службой, военно-морским флотом, таможенной службой и МЧС в условиях чрезвычайных ситуаций, министерством транспорта (МПС, морской и авиатранспорт) предназначена для непрерывного сбора и обработки информации о состоянии объектов обеспечения повседневной деятельности (управление тепло- и энергоснабжением, водоснабжением региона и др.), объектов повышенной опасности, в том числе и по линии взаимодействующих ведомств, прогнозирования возможных нештатных и чрезвычайных ситуаций, а также формирования оптимальных решений по их предотвращению и ликвидации.
- Информационно-аналитическая подсистема, предназначенная для решения широкого круга аналитических (анализ текущей социально-экономической ситуации, анализ и прогноз поступлений в бюджет, статистическое описание доходов населения и пр.), финансовых (анализ кредитных рисков, прогнозирование финансовых показателей, анализ сезонных колебаний цен на сырье, прогнозирование цен на энергоносители) и других задач с возможностью представления результатов, как по отдельным показателям, так и по связи между ними.
- Подсистема документооборота, предназначенная для управления потоком документов, регистрации и отслеживания документов в переписке органов власти и контроля их исполнения.
- Публичный Интернет-портал предназначен для размещения общественно значимой информации и оказания услуг в интересах организаций и граждан региона (новости экономики и финансов, нормативные документы, обобщенные параметры по различным областям жизнедеятельности региона, проведение и социологических исследований, сбор вопросов и предложений по деятельности органов власти и размещение ответов на них, оказание консультационных услуг населению и др.).
- Подсистема "Трансграничное перемещение" автоматизированной системы управления Калининградской областью, предназначенная для автоматизированного управления процессами трансграничного перемещения людей и грузов, в том числе для решения задач управления указанными процессами во всех муниципальных образованиях.
- Автоматизированная система государственного земельного кадастра (ГЗК) предназначена для обеспечения в автоматизированном режиме: ведения баз данных ГЗК, регламентированных государственными нормативно-правовыми актами, и информационного обслуживания государственных органов исполнительной и законодательной власти, граждан и юридических лиц и предоставления им в установленном законом порядке объективных, достоверных сведений, содержащихся в ГЗК.
- Регистр недвижимости - регистр, согласно которому определяется право владения конкретным объектом недвижимости; включает описание объекта, его планировку. В составе региональной и муниципальных информационных систем должен быть создан реестр объектов недвижимости (земельные участки, здания, индивидуальные жилые дома, квартиры и нежилые помещения).
- Подсистема электронной торговли предназначена для размещения государственного заказа с максимальной эффективностью применения конкурсных процедур, проведения открытых торгов как основного способа закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд без проблем, связанных с обработкой большого объема конкурсной документации, длительностью процедуры, недостаточной оперативностью оформления заявок и др.
- Градостроительный кадастр предназначен для количественного и качественного учета всех объектов инфраструктуры края, учета инженерных и архитектурных характеристик строительных объектов, учета проектных организаций, специалистов и лицензий на их деятельность, контроля всех этапов строительства и прохождение градостроительной документации.
- Информационно-коммуникационная система предназначена для объединения информационных ресурсов всех административных служб области и региональных отделений ведомственных систем, а также для обеспечения взаимодействия субъектов информационных отношений, расположенных на региональном, европейском и мировом уровнях.
6.2. Решаемые проблемы:
Положение дел в имеющейся информационной системе области:
- Учет и сбор различных данных, осуществляемый разными государственными органами (МВД, МИД, Минюст, МНС и т.д.), в единую базу данных.
- Разработка единых методов сбора, обработки и передачи информации между различными структурами.
- Разработка единых форматов данных межведомственного взаимодействия. (В каждой ведомственной АИС основные данные имеют свой формат представления, актуализируются в моменты обращения с запросами заинтересованных информационных субъектов в соответствующие государственные органы, что существенно затрудняет автоматизированное информационное взаимодействие между различными АИС).
- Обеспечение достоверной оперативной информации в бае данных (Отсутствие достоверной оперативной информации в АИС государственных органов и органов местного самоуправления приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям).
- Решение вопросов социального, экономического, имущественного характера, развития транспортной составляющей в регионе
Решение текущих информационных проблем может быть достигнуто по пути создания ТИС-Калининград на основе использования новейших информационных технологий.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
В настоящее время в ряде стран проводятся работы по созданию так называемого "электронного правительства", в которых основной упор сделан на предоставление услуг населению и, в ряде случаев, на объединение отдельных подсистем.
В рамках, например, "Электронного правительства" проводятся работы по созданию отдельных подсистем: различных порталов, системы учета населения, информационно-аналитических подсистем. На проекты, связанные с реализацией "электронного правительства" выделяются огромные средства. Так, например, в Англии на соответствующие работы планируется выделить 1 млрд. фунтов стерлингов, в Арабских Эмиратах - порядка 800 миллионов долларов.
Россия обладает уникальной возможностью учитывать опыт других стран в создании подобных подсистем, что позволит, при реализации собственных проектов, повысить эффективность и снизить затратную часть.
В основе предлагаемого проекта автоматизированной системы управления регионом (Калининградской областью) положена идея - единого информационного пространства управления.
6.4. Результаты проекта в целом:
Формирование АСУР на основе интеграции информационных систем всех органов власти в единое информационное пространство, объединения информации из различных источников позволит:
- качественно улучшить информационное обеспечение деятельности органов власти, исключить дублирование потоков информации, а также повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же потоков в различных ведомствах;
- накапливать информацию практически за любой период в режиме реального времени, без потери эффективности повседневной работы системы;
- консолидировать первичную информацию по жилищно-коммунальному хозяйству, социальной сфере, строительству и реконструкции, текущему исполнению бюджета, а также по всем остальным элементам управления регионом;
- качественно изменить взаимодействия органов власти и граждан в процессе оказания прямых бюджетных услуг за счет повышения степени прозрачности и подотчетности действий органов власти, обеспечения обратной связи, доведения общественного мнения до власти, улучшения доступа населения к всеобъемлющей и актуальной информации;
- упростить, сделать более эффективными и менее затратными процедуры взаимодействия граждан и сотрудников органов власти, например, исключит необходимость или, но крайней мере, сократит время получения различных справок, выписок и пр.;
- увеличить диапазон услуг населению региона (выдача лицензий, получение форм документов, формирование справок по платежам и пр.);
- установить непосредственную связь между государственными органами и коммерческими организациями, позволяющая сократить необходимость использования бумажных документов и таким образом снизить издержки и ускорить процесс сбора и обработки необходимой информации;
- выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития в целях решения экономических, социальных и административных вопросов.
6.5. Результаты проекта по годам:
2004 год:
- Проведено информационное обследование региона.
- Проведена технико-экономическая оценка стоимости создания АСУР.
- Уточнено и согласовано ТЗ на АСУР.
- Разработан эскизный проект системы.
- Разработаны модели базы данных АСУР.
- Разработаны проекты стандартов (электронных административных регламентов) информационного обмена АСУР с ФТС и с УПДМ при решении задачи трансграничного перемещения грузов и людей.
- Завершается разработка специального программного обеспечения подсистемы "Трансграничное перемещение" и отработка на макете подсистемы информационного обмена Администрации области с УПДМ.
2005 год:
- Развертывание информационно-вычислительной сети, объединяющей существующие и разворачиваемые локальные сети всех подразделений АСУР. Создание системы связи и передачи данных АСУР.
- Внедрение единой распределенной базы данных АСУР, включая БД на уровне администрации Калининградской области и Думы, региональных подразделений и муниципальных образований, а также системы сбора информации, включающей как информационные элементы технологических систем (например, технологических систем ЖКХ или экологического контроля), так и комплексы средств автоматизации сбора информации на рабочих местах в подразделениях.
- Внедрение аппаратно-программных комплексов информационного взаимодействия элементов АСУР между собой и с элементами ведомственных подсистем.
- Разработка и внедрение прикладных программных комплексов, обеспечивающих автоматизированное решение задач управления, в том числе задач обеспечения органов управления актуальной и достоверной информацией и задач принятия управленческих решений.
- Формирование системы сбора информации, включающей как информационные элементы технологических систем (например, технологических систем ЖКХ или экологического контроля), так и комплексы средств автоматизации сбора информации на рабочих местах в подразделениях администрации (областной и муниципальной).
2006-2010 годы:
Перечень реализуемых мероприятий будет определен по результатам проделанной работы в 2005 году.
7. Основные потребители:
Органы государственной власти и местного самоуправления на территории Калининградской области, хозяйствующие субъекты и население области.
8. Социально-экономический эффект:
Реализация АСУР позволит получить экономический эффект за счет:
- экономии расходов, которые потребовались бы при построении вертикальных ведомственных управленческих систем в рамках отдельных ведомств;
- сокращение расходов на обеспечение взаимодействия между государственными и муниципальными органами (командировки, деловая переписка и пр.);
- сокращения присущих любой системе управления операционных рисков, таких как операционные ошибки на различных этапах выполнения или регистрации операций и обмена информацией, недостатки или сбои в механизмах внутреннего контроля и пр.;
- поступления в бюджет дополнительных доходов от предоставления информационных услуг и снижения их себестоимости.
Создание АСУР позволит значительно увеличить транзитные грузопотоки через область. Согласно расчетам российских специалистов, только увеличение транзитных грузопотоков и включение области в транспортный коридор "Запад - Восток" может принести области до 200 млн. евро дохода ежегодно.
За счет увеличения эффективности управления региональной и муниципальной собственностью возможно увеличение бюджетных поступлений от 300 до 600 миллионов рублей.
Комплексная автоматизация управления коммунальным хозяйством области позволит на 20-30% сократить бюджетные расходы на содержание ЖКХ.
Автоматизация трансграничного перемещения граждан и грузов и учет населения, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства существенно позволит существенно снизить контрабандные потоки, незаконную миграцию и риски проникновения террористов в область и в другие регионы России и ЕС.
Дополнительные бюджетные поступления позволят существенно увеличить социальные выплаты, что приведет к снижению социальной напряженности в области.
Существенный социальный эффект будет иметь и повышение открытости действий региональной и муниципальной власти.