2. Ключевые слова: портал, информационная поддержка, субъекты малого предпринимательства, информационные ресурсы
3. Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Создание в сети Интернет специализированной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие и информационные потребности в сфере малого предпринимательства.
Основными задачами проекта являются:
4. Годы реализации проекта: 2003 - 2005 годы.
Портал запущен в опытную эксплуатацию (http://smb.economy.gov.ru).
5. Организация - исполнитель:
Проект реализуется консорциумом в составе ЗАО "Рэйс Коммуникейшн" и АНО ИКЦ "Бизнес-Тезаурус".
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
Действующая структура поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при участии государства, отличается разобщенностью ее отдельных составляющих частей, что не позволяет осуществлять скоординированные действия по поддержки малого предпринимательства. Одним из основных направлений решения данной проблемы является организация единого информационного пространства.
Текущее состояние процессов информационного обеспечения предпринимателей, как органами исполнительной власти, так и всевозможными субъектами информационного обеспечения малого предпринимательства, препятствует консолидации информационных ресурсов, направленных на поддержку малого предпринимательства, притом, что информационные потребности малого предпринимательства имеют высокую степень общности.
6.2. Решаемые проблемы:
Данный проект призван создать тот ресурс, который обеспечит предпринимателей необходимой информацией по каждому этапу его деятельности.
Портал будет содержать официальную информацию органов государственной власти (ГИР). В рамках портала предполагается объединение как официальной государственной информации (правового характера и др.), так и информации, предоставляемой негосударственными организациями, имеющей реальную практическую ценность для бизнеса.
При этом основной отличительной чертой данной информационной системы по сравнению с существующими в настоящее время является максимальная полнота информации, предоставляемой государственными органами. Основным принципом информационного наполнения портала является практическая применимость и полнота информации.
Это означает, что в рамках портала будет создана система, благодаря которой предприниматель сможет легко найти ту конкретную информацию, которая необходима ему на данный момент.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
Создание специализированных информационных Интернет-ресурсов для малого бизнеса является распространенной практикой в зарубежных странах. Как правило, такие системы создаются в рамках официальных государственных ресурсов. В России создан целый ряд информационных систем поддержки бизнеса. Однако до настоящего времени не создавалось государственных ресурсов подобного рода. Кроме того, следует отметить разобщенность существующих систем и их специализацию на тех или иных приоритетных направлениях информационной поддержки.
6.4. Результаты проекта:
В 2004 г. разработана и запущена в опытную эксплуатацию полнофункциональная версия портала (http://smb.economy.gov.ru), в которой представлена, в том числе в региональных разрезах, методическая, справочно-правовая и иная информация в данной области. Портал сформировался как система, объединяющая государственные и негосударственные информационные ресурсы поддержки малого предпринимательства. В рамках данной системы предусмотрены возможности децентрализованного информационного наполнения государственными и негосударственными информационными источниками. На портале реализован интерактивный сервис "Гид предпринимателя", который позволяет получать информацию по конкретным вопросам, которые возникают у представителей малого бизнеса при их взаимодействии с иными организациями и государственными органами.
Также в рамках проекта осуществлено базовое информационное наполнение системы, разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая управление системой в дальнейшем.
6.5. Результаты проекта по годам:
Результаты 2003 г.:
Результаты 2004 г.:
7. Основные потребители:
Основной аудиторией информационного портала малого предпринимательства являются субъекты малого бизнеса. Кроме того, ряд материалов, которые будут размещены на портале, представляют интерес для представителей органов власти и, структур поддержки предпринимателей и представителей экспертного сообщества.
8. Социально-экономический эффект от реализации проекта:
Наиболее важным социально-экономическим эффектом реализации работы будет стимулирование развития субъектов малого предпринимательства через повышение эффективности информационного и консультационного обеспечения их деятельности.
Достижения данного эффекта предполагается достичь за счет: