1. Наименование проекта:
Создание информационной системы управления государственным учреждением на примере высшего учебного заведения в рамках создания системы мониторинга и анализа эффективности деятельности государственного сектора экономики.
2. Ключевые слова:
Информационная система, автоматизация бизнес-процессов, транзакционная система, типовое решение, управление ресурсами ВУЗа, система управления ВУЗа, управление персоналом, организационный менеджмент, бухгалтерский учет и бюджетное планирование в ВУЗе, Технический проект, информационные потоки, базы данных, клиент-сервер, системная платформа, программное обеспечение.
3. Цели и задачи проекта:
Основная цель создания Информационной системы - повышение эффективности деятельности ВУЗа, качества подготовки специалистов, повышение оперативности управления, планирования и использования всех ресурсов вуза, организация эффективного взаимодействия с другими вузами, школами и Министерством образования РФ.
Основная цель использования Информационной системы - достижение необходимой степени динамизма в управлении через распределение ресурсов и контроль их использования. Это позволит организовать работу так, чтобы своевременно удовлетворять новые потребности и быстро оценивать появляющиеся возможности, а также повысить эффективность, управляемость, координацию деятельности всех структурных подразделений ВУЗа.
Объективным критерием достижения указанных целей является правильно и своевременно сформированная бухгалтерская, управленческая и планово-финансовая отчетность ВУЗа.
4. Годы реализации проекта:
2003 - 2005 гг.
5. Организация-исполнитель:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики.
Соисполнитель: Общество с ограниченной ответственностью "РЕДЛАБ ЛТД".
6. Краткая информация о сути выполняемого проекта:
6.1. Краткое описание предметной области:
Назначением информационной системы (ИС) является автоматизация деятельности учебных, бухгалтерских, планово-финансовых и кадровых служб ВУЗа, а также служб управления делами и административной политики в следующих частях:
- управленческий учет и бюджетное планирование;
- бухгалтерский учет;
- финансовый анализ;
- управление персоналом;
- учет труда и зарплаты;
- стипендиальное обеспечение;
- административный документооборот;
- обеспечение учебного процесса;
- управление корпоративными знаниями;
- управление ИТ;
- материально-техническое обеспечение.
6.2. Решаемые проблемы:
Информационная система призвана решать следующие задачи:
- подготовку бюджетов и контроль их исполнения;
- ведение бухгалтерского учета в утвержденном плане счетов;
- ввод, обработку и хранение данных по различным разделам бухгалтерского учета в аналитических и синтетических разрезах;
- возможность дополнения и расширения существующих аналитических разрезов;
- формирование необходимой стандартной бухгалтерской отчетности для сдачи в контролирующие государственные органы;
- формирование необходимой внутренней отчетности для обеспечения фактической информацией аналитических информационных систем Организации;
- ведение базы нормативно-справочной информации ВУЗа в части бюджетирования, бухгалтерского учета, управления персоналом, учета труда и зарплаты, стипендиального обеспечения;
- учет персонала;
- учет труда и расчет заработной платы;
- расчет стипендий и иных выплат;
- организация электронного документооборота;
- организация учебного процесса в составе следующих подразделений - Учебно-методическое управление, Деканаты, Кафедры, Приемная комиссия;
- обеспечение возможности администрирования Системы;
- обеспечение возможности обмена данными с системами внешнего окружения;
- обеспечение адаптации к изменениям хозяйственных процессов возможностями настройки Системы.
6.3. Существующие и разрабатываемые аналогичные решения (мировой/российский опыт):
- ООО "Редлаб ЛТД": Система "Редлаб"
Функциональный состав:
- Организационное управление
- Управление связями с основными клиентами
- Преподавание и обучение
- Управление исследованиями и грантами
- Академические и студенческие службы
- Управление документацией
- Управление персоналом
- Бухгалтерский учет
- Организационно-административное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Петрозаводский государственный университет: Интегрированная информационно-аналитическая система управления вузом (ИИАС).
Функциональный состав:
- Организация и проведение приемной кампании (включая анализ итогов, формирование приказа о зачислении, создание БД первокурсников, представление в Интернет информации о ходе и результатах приемной кампании);
- Движение контингента студентов, планирование и проведение текущего и семестрового контроля, анализ успеваемости.
- Сессионный контроль и аттестация студентов;
- Планирование учебного процесса (ведение учебных планов по специальностям вуза, создание годового рабочего учебного плана вуза);
- Приложение к диплому, справки
- "Педагогические кадры" в объеме, необходимом для подсистемы "Учебный процесс"
- Универсальное хранилище документов "VEDA"
- ЛЭТИ: "Разработка и реализация интегрированной системы управления университетом на базе современных технических средств и информационных технологий"
Цель:
- Разработка и внедрение основных компонент интегрированной системы управления университетом (ЕИС) на базе современных технических средств и информационных технологий как средства повышения эффективности деятельности университета
Специфические цели
- Создание концепции построения единой информационной системы (ЕИС) вуза на базе современных средств вычислительной техники и информационных технологий, как технического инструмента оперативного контроля деятельности вуза и поддержки принятия управленческих решений, а также стратегического планирования развития вуза
- Поэтапное создание и интеграция функциональных частей (подсистем) ЕИС, обеспечивающих решение специфических для вуза задач с учетом накопленного в вузе опыта и профессионального потенциала
- Утверждение технических требований к типовым (базовым) автоматизированным рабочим местам (АРМ) ЕИС вуза и экспериментальная реализация одной из подсистем ЕИС (подсистемы "Финансы") средствами стандартного программного продукта класса ERP (Enterprise Resource Planning system)
- Создание методических рекомендаций по дальнейшему развитию ЕИС вуза
- Центр открытых систем и высоких технологий (МФТИ): Система "COSINUS"
Функциональный состав:
- COSINUS.OFFICE (Почтово-информационная система)
- Почта
- Календарь - планировщик
- Записная книжка
- Хранилище документов
- Новостные каналы
- COSINUS.WEB
- WEB-сервер ВУЗа с системой динамического управления содержанием
- COSINUS.ABITUR (Подсистема приемной комиссии.)
- Набор абитуриентов
- Промежуточные списки
- Приказ на зачисление
- COSINUS.EDUMAN (Система учебного отдела)
- Подготовка, формирование и редактирование учебных планов
- Расчет академической нагрузки
- COSINUS.STUDENTS (Система управления контингентом студентов)
- Личные дела и учебные карточки студентов
- Экзаменационные ведомости
- Формирование основных приказов по управлению контингентом студентов
- Формирование учебного плана группы
Из приведенных данных следует, что в настоящее время внедренные системы управления конкретным ВУЗом носят "лоскутный характер", и не могут являться шаблоном для переноса ИС на остальные образовательные учреждения.
6.4. Результаты проекта в целом:
Создание информационной системы управления ВУЗом.
Разработка методологии внедрения информационной системы.
6.5. Результаты проекта по годам:
Результаты 2003 г.:
- Концепция и техническое задание на создание информационной системы управления государственным учреждением, на примере конкретного ВУЗа.
- Типовая Концепцию информационной системы ВУЗов, включая модель "как должно быть".
- Типовое техническое задание на создание информационной системы ВУЗов, включая поэтапный план.
- Модель организационной структуры, включающая описание информационных потоков и регламентов конкретного ВУЗа.
- Методология управления ВУЗом.
Результаты 2004 г.:
- Частные технические задания (ЧТЗ) на внедряемые подсистемы содержащие, в частности полный перечень документов из разрабатываемой рабочей документации, включая эксплуатационную, согласно ГОСТ 34 серии и согласованный с Заказчиком.
- Комплект документации по Техническому проекту, оформленный согласно ГОСТ 34 серии
- Рабочая документация на систему и её части согласно ГОСТ 34 серии, оформленная в соответствии с требованиями ЧТЗ.
- Установка (инсталляция) на сервере Исполнителя программного обеспечения mySAP Business Suite.
- Описание настроек функциональных подсистем:
- "Управление персоналом, организационный менеджмент",
- "Расчет заработной платы",
- "Бухгалтерский учет и финансовый контроль"
- Описание средств переноса данных из существующих систем.
- Перечень исходных данных для загрузки системы.
- Перечень интерфейсов к внешним системам.
- Перечень программ начальной загрузки данных.
- Результаты интегрированного тестирования системы.
- Действующая версия информационной системы, размещенная на опытном оборудовании.
- Методология внедрения Информационной Системы (ИС).
7. Основные потребители:
Государственные учреждения, в том числе образовательные.
8. Социально-экономический эффект:
Экономический эффект на федеральном уровне достигается за счет:
- повышения уровня подготовки специалистов;
- сокращения "утечки мозгов" из России и привлечения зарубежных специалистов;
- улучшения качества работы органов государственного управления за счет улучшения качества их аналитического обеспечения со стороны ВУЗа.
Экономический эффект на уровне ВУЗа достигается за счет:
- улучшения конкурентных позиций ВУЗа, что, повышая ее привлекательность в глазах абитуриентов, способствует повышению поступлений от предоставления платных образовательных и аналитических услуг и привлечения грантов;
- возможности более широкого использования электронных библиотечных продуктов и подписки на электронные версии научных журналов, что дешевле и позволяет в большей степени обеспечить потребности пользователей в доступе к литературе;
- повышения надежности работы программного обеспечения и аппаратуры и их защиты от несанкционированного доступа и ошибок пользователей;
- более эффективного использования оборудования и программного обеспечения за счет предоставления доступа пользователей к ним и ИС;
- повышения эффективности документооборота;
- улучшения контроля над финансовыми потоками и повышения эффективности их использования;
- повышения производительности и качества уровня работы профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников.