Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации

Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации

К О Н Ц Е П Ц И Я

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Принята на заседании

научно-технического совета

Минсвязи России

(протокол N 4 от 21 июня 2001 г.)

Москва 2001 г.

Наименование разработанного документа:

" КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ"

Организация - заказчик: Министерство Российской Федерации по связи и

информатизации

Организация - разработчик: Научно-исследовательский институт экономики связи и

информатики "Интерэкомс"

Перечень документов, на основании которых разработана "Концепция ...":

·  Федеральный закон РФ от 16 февраля 1995 года "О связи" N 15 - ФЗ;

·  Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 года "О почтовой связи" N 176 - ФЗ;

·  Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24 - ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

·  Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации;

·  Проект федерального закона "О государственной статистической деятельности в Российской Федерации";

·  Положение о Государственном Комитете Российской Федерации по статистике (утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 85);

·  Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики";

·  Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года

· N 1410. Раздел четвертый. Статья 5657 "О федеральной целевой программе

· "Реформирование статистики в 1997-2000 годах"" (с изменениями от 9 декабря

· 1998 г.);

·  Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. N 1212

· "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической

· и социальной информации";

·  Программа развития статистики транспорта и связи на 2001-2005 гг. Госкомстат России. М. 2000 г.;

·  "Концепция информатизации железнодорожного транспорта России". Министерство путей сообщения РФ. Москва 1996 г.;

·  Концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года". Проект.

Москва 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации (в дальнейшем - Концепция) определяет основы построения и функционирования системы статистики связи и информатизации в рыночных условиях хозяйствования и перехода к новому состоянию системы связи и информатизации, характеризующемуся такими интеграционными процессами, как глобализация, персонализация, интеллектуализация, стандартизация и т.д.

Система статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должна отражать состояние отраслевой экономической системы в целом, включая область информатизации.

Концепция базируется на основных положениях по организации государственной статистической деятельности в Российской Федерации, учитывает современные достижения в области теории и практики статистической деятельности, существующую законодательную и нормативную базу, регламентирующую деятельность в отрасли связи и информатизации, а также требования международной системы учета, установленной международными организациями, в адрес которых предоставляются данные отраслевой статистики.

Концепция дает основание для осуществления мер по совершенствованию статистической деятельности в отрасли связи и информатизации в целях обеспечения эффективного функционирования и развития отрасли, в том числе для:

·  разработки новых и пересмотра действующих регламентирующих документов по статистической деятельности в отрасли связи и информатизации;

·  принятия решений по вопросам отраслевой статистической деятельности, еще не регламентированных соответствующими документами;

·  понимания специалистами, занимающимися статистической деятельностью в отрасли, поставщиками и пользователями отраслевой статистической информации принципов, подходов и данных, используемых при осуществлении отраслевого статистического наблюдения и направленных на обеспечение эффективности отраслевого и корпоративного управления.

Концепция определяет основы организации и проведения статистического наблюдения во всех организациях, действующих на рынках связи и информатизации, как являющихся, так и не являющихся лицензиатами отрасли, независимо от видов деятельности и организационно-правовых форм.

Концепция и разрабатываемые на ее основе средства ведения статистической деятельности (правила, процедуры, протоколы, классификаторы, системы показателей, формы и т.д.) представляют системный подход к совершенствованию статистической деятельности в отрасли связи и информатизации.

Концепция актуализируется по мере необходимости с изменением принципов, подходов, целей и задач статистической деятельности в отрасли связи и информатизации.

1.2. В настоящем документе используются следующие основные понятия:

государственная статистическая деятельность - совокупность действий по сбору, обработке, хранению, защите и распространению данных о количественных и качественных характеристиках социально-экономических явлений и процессов в обществе на основе государственной статистической методологии, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности, федеральными органами исполнительной и судебной власти, Прокуратурой, Центральным банком Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами;

статистическая деятельность в отрасли связи и информатизации - государственная статистическая деятельность, осуществляемая на уровне отрасли по сбору, обработке, хранению, защите и распространению данных о количественных и качественных характеристиках явлений и процессов в области связи и информатизации и ориентированная на своевременное отображение динамичных изменений в современной экономике;

государственная статистическая методология - нормативные акты, содержащие в себе совокупность статистических методов, способов и правил изучения явлений и процессов, устанавливающих порядок сбора, обработки и обобщения статистических данных;

статистические показатели - статистические величины, выражающие размер или количественные соотношения массовых явлений, определенных их совокупностей или отдельных частей (групп) этих совокупностей;

государственные статистические наблюдения - сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации их существенных признаков в соответствии с государственной статистической методологией;

статистическая информация - совокупность количественных и качественных характеристик явлений и процессов, полученных в результате статистических наблюдений, которые могут быть как сплошными, так и выборочными;

отчетно-статистическая документация - формы отчетности и инструкции по их заполнению, опросные и переписные листы, анкеты и другие статистические формуляры, продублированные на электронных носителях, в соответствии с которыми осуществляется сбор статистической информации при проведении статистических наблюдений;

информационные ресурсы - информация, реализованная в статистике связи и информатизации в виде отдельных документов, массивов документов, информационных систем (архивов, фондов, баз данных и баз знаний и др.);

инфраструктура статистики связи и информатизации - совокупность элементов системы статистической деятельности в отрасли, призванных обеспечить условия создания и использования информационных ресурсов, их физическую поддержку и сопровождение.

1.3. Правовое регулирование государственной статистической деятельности, в том числе в отрасли связи и информатизации, определяют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области связи и информатизации, а также законодательные и нормативные акты формирования и использования информационных ресурсов, проведения государственных статистических наблюдений и работ.

2. Роль статистической деятельности в отрасли связи и информатизации на современном этапе и необходимость ее совершенствования

2.1. В целях создания благоприятных условий для полноценного функционирования рыночной экономики, улучшения инвестиционного климата, развития демократических процессов объективно необходимо повышение роли статистики.

В отрасли связи и информатизации в условиях перехода России к информационному обществу и интеграции ее в мировое информационное сообщество, происходящих активных технологических и институциональных преобразований, процессов сближения информатики и связи это должно найти реальное проявление в изменении роли отраслевой статистики.

Статистическая деятельность обеспечивает отражение прошлого и настоящего, без которых невозможно прогнозировать и предвосхищать будущее.

На современном этапе статистика связи и информатизации призвана следить за эволюцией социально-экономических явлений и процессов в отрасли связи и информатизации и давать всем членам общества нейтральное и объективное знание, позволяющее им сформировать свое мнение для принятия соответствующего решения.

Статистическая информация в отрасли связи и информатизации, являясь нейтральной и объективной, должна быть носителем различных ролевых функций:

·  формировать доверие среди пользователей, при этом транспарентность статистической информации должна поддерживаться регулярными публикациями;

·  служить основой социального диалога между руководителями и подчиненными или партнерами, а также - основой исследований и изысканий руководителей высшего уровня;

·  служить опорой для подготовки законодательных и исполнительных актов и положений;

·  использоваться в научных исследованиях в отрасли связи и информатизации и обеспечивающих отраслях;

·  служить основой для выявления проблем в отрасли на основе анализа совокупности статистических показателей;

·  давать объективное представление о показателях, характеризующих социально-экономическое положение организаций связи, качество предоставляемых услуг и качество работы средств связи, в том числе и современных, финансовое состояние организаций, корпоративные действия учредителей акционерных обществ, организаций, работающих на рынке связи.

Однако важнейшая роль современной статистики связи и информатизации состоит как в том, чтобы способствовать выполнению принятых нормативных документов, на основе которых уже решаются актуальные задачи, так и сделать все возможное для реализации разрабатываемых постановлений, направленных на дальнейшее перспективное развитие отрасли.

Статистика связи и информатизации должна стать базой, на основе которой осуществляется управление всеми видами деятельности на любом уровне управления в отрасли и вне ее: от организации и ее структурных подразделений до федеральных органов управления. Это значит, что система статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должна соответствовать тем задачам, которые решаются в процессе управления на разных уровнях, т.е. она должна быть гибкой и адекватной системой обеспечения принятия решений при выполнении координирующей и регулирующей функции федеральным органом исполнительной власти в области связи и информатизации - Министерством Российской Федерации по связи и информатизации (Администрацией связи), а также в деятельности всех хозяйствующих субъектов отрасли и других потребителей отраслевой информации, в том числе органов государственной власти. Система статистической деятельности в отрасли, обеспечивая прозрачность конкурентной среды, должна выступать как инструмент для любого руководителя, предотвращая принятие неправильных решений, становясь элементом инфраструктуры управления.

2.2. Динамично происходящие процессы преобразований в отрасли, а кроме того, проводимая реформа государственной статистики делают задачу совершенствования статистики в отрасли связи и информатизации особенно актуальной.

В основу совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должна быть положена кардинальная модернизация нормативно-методического, программного, технического и организационного обеспечения статистических работ.

Совершенствование статистической деятельности в отрасли связи и информатизации на современном этапе должно быть направлено прежде всего на:

O более полное объективное отражение динамичных процессов, происходящих в экономике, технике и технологиях передачи информации в отрасли;

O удовлетворение изменяющихся потребностей пользователей статистической информации;

O создание условий международного обмена, общения и сравнения статистических данных разных стран путем гармонизации статистических показателей с международными.

Совершенствование статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должно способствовать решению как актуальных текущих, так и стратегических задач, стоящих перед отраслью, повысить роль информационно-статистического обеспечения в реализации основных направлений отраслевой стратегии:

·  развития рынка услуг электрической и почтовой связи;

·  внедрения новых технологий интегрального информационного обслуживания управляющих систем отрасли;

·  внедрения в отрасли порядка и положений ведения раздельного учета операторами связи доходов и расходов по видам услуг связи;

·  внедрения в практику отрасли разрабатываемых общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг;

·  и др.

При этом развитие сетей и технологий связи, в свою очередь, создает условия успешной статистической деятельности.

Важными предпосылками для эффективного совершенствования и решения задач статистики связи на современном уровне является следующее.

В отрасли успешно решается вопрос совместного развития телекоммуникационных подотраслей и информатики, которые взаимно обогащают и дополняют друг друга. В результате этого уже действует комплексное направление инфокоммуникаций.

Развивается современная инфраструктура связи, предназначенная для передачи и обработки всех видов информации, в том числе передачи данных, и обеспечивающая интеграцию с международными телекоммуникационными сетями. Это дает возможность обмена гармонизированной статистической информацией с другими странами, в том числе со странами СНГ.

Создаются современные комплексы региональных корпоративных сетей крупных операторов связи с целью их последующего интегрирования в единую федеральную информационную систему. Такая система позволит в будущем соединить вычислительные мощности регионального и федерального уровня для передачи, обработки и хранения статистической информации, информации по управлению бизнес-процессами и информации для организации управления на всех уровнях (федеральном, территориальном и т.д.) с учетом одобренной на заседании Правительства РФ "Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации". Переход на новую структуру управления по федеральным округам, в свою очередь, требует совершенствования статистической отчетности.

Отраслевая статистика уже отражает многие ситуации, характерные для современного этапа развития отрасли.

В настоящее время сформировался рынок телекоммуникационных услуг, на котором работает большое число традиционных и новых операторов связи. За счет как традиционных, так и всех действующих на рынке связи новых операторов значительно расширен состав объектов статистического наблюдения, проводимого Минсвязи России. Для новых операторов связи и всех юридических лиц, имеющих лицензии на оказание услуг связи, Минсвязи России устанавливает порядок предоставления сведений о видах деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг, о состоянии и функционировании средств и служб связи, о работах по присоединению к сети общего пользования и взаимодействию операторов в процессе предоставления услуг связи согласно действующему законодательству.

Для отражения реальной динамики жизнедеятельности операторов в рыночных условиях в статистике связи и информатизации сегодня используется понятие "демография организаций связи", появившееся из-за вероятностного характера этапов существования этих объектов статнаблюдения. При этом учету подлежат количество зарегистрированных (имеющих лицензии) организаций связи, число организаций связи, которые ушли с рынка (с регистрации), число вновь выданных лицензий, число действующих организаций и число организаций, представляющих статистическую отчетность. С развитием потребностей пользователей данный состав показателей должен расширяться и представлять более полную информацию об основных этапах, состоянии и времени деятельности операторов на рынке.

Статистика отрасли, в основном, перешла к использованию международных показателей. За последнее время внедрены новые показатели, такие как учет качества работы биллинговых систем, время ожидания доступа к сети общего пользования и другие.

Кроме того, в статистике отрасли положено начало статистическому наблюдению за новыми объектами. Например, объем информации и соединений по сети "Интернет", трафик службы передачи речевой информации и др.

Действует система формирования выходной информации по запросам, поступающим от пользователей. Ее дальнейшее развитие должно быть направлено на облегчение доступа, упрощение процедуры получения информации по любому направлению предлагаемого меню.

В настоящее время проводится работа по подготовке к внедрению в отрасли Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), в результате выполнения которой должна быть гармонизирована вся правовая и нормативно-методическая база отрасли связи. Вводимый классификатор будет использоваться для классификации и кодирования видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, проведения государственного статистического наблюдения экономических процессов в разрезе видов деятельности, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, кодирования информации о видах экономической деятельности в информационных системах, банках данных, регистрах предприятий и организаций, обеспечения органов государственного управления и местного самоуправления информацией о видах экономической деятельности при решении задач управления.

Однако начавшееся совершенствование статистики связи и информатизации осуществляется на фоне происходящих как внешних, так и внутренних изменений, что заставляет вносить коррективы в задачи и направления совершенствования.

С конца 2000 года появился целый пакет регулирующих документов, имеющих для отрасли основополагающий характер:

·  Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации;

·  Постановление Правительства Российской Федерации о введении раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи;

·  Налоговый Кодекс (2 часть);

·  Пакет Постановлений Правительства Российской Федерации об эффективности управления госимуществом;

·  Программа развития статистики транспорта и связи на 2001-2005 гг.;

·  Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 г. N 715 "О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи";

·  Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"";

· Чтобы обеспечить качественное воплощение базовых положений этих документов, вводимые ими изменения должны найти отражение в статистике связи и информатизации.

В связи с этим, прежде всего "Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации" является необходимым регулирующим документом.

Для реализации нормативно - регулирующих документов и отражения результатов стремительного прогресса в области технологий, используемых в отрасли связи и информатизации, удовлетворения растущих потребностей пользователей в информации требуется по существу инвентаризация статистики связи и информатизации по составу объектов статнаблюдения, по показателям, способам, формам, принципам наблюдения.

Особое значение приобретает совершенствование системы показателей, используемых для статистического наблюдения.

Применение в отрасли связи и информатизации передовых технологий, появление принципиально новых услуг требуют адекватного отражения происходящих изменений с помощью соответствующих показателей в формах и методах статистического наблюдения.

При этом, чтобы реально оценить состояние дел в отрасли, должен быть использован диагностический подход к формированию состава и содержания показателей, характеризующих средства, технологии и услуги связи и информатизации.

Решение вопроса о введении раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи в соответствии с Постановлением Правительства РФ направлено на реализацию принципов объективного и справедливого учета результатов деятельности каждого оператора, что должно способствовать созданию конкурентной среды на рынках услуг связи и информатизации. Это связано с методическим совершенствованием бухгалтерского, административного и статистического учета деятельности операторов связи по предоставлению услуг. В связи с этим необходимо предусмотреть показатели доходов и затрат на взаимопредоставляемые операторами связи сетевые ресурсы (услуги базовой сети, услуги сети доступа и др.).

Кроме того, для объективного отражения затрат безусловно необходимо учитывать состояние средств и сетей связи и для этого вводить новые показатели.

Работа по совершенствованию тарифной политики и методологии ценового регулирования в отрасли связи и информатизации, осуществляемая на основе совместных решений Минсвязи России и МАП России, может проводиться только на базе качественного статистического учета повременных телефонных соединений или объемов передаваемой по сетям информации при предоставлении других услуг. В частности, актуальна задача разработки показателей и организации их учета в области услуг передачи данных и доступа в Интернет, поскольку тарифная и инвестиционная политика в этом сегменте рынка не регулируется со стороны государства.

Для обеспечения гарантированного бюджетного финансирования услуг, предоставляемых организациям оборонных отраслей, органам безопасности, правоохранительным и другим организациям, предусматривается включение таких услуг в состав государственного оборонного заказа, что потребовало формирования специальных подотчетных статистических показателей. С этой же целью введены новые показатели, характеризующие льготную категорию пользователей средств связи (количество установленных телефонов, видов подключений, количество номеров в бюджетной сфере и другие показатели в системе льгот).

Кроме того, на телекоммуникационном рынке России наблюдаются серьезные диспропорции: между показателями, характеризующими собственность, доходы и капитализацию традиционных и новых операторов связи; между наиболее "богатыми" и наиболее "бедными" регионами страны по доходам; между ценами на услуги местной телефонной связи и затратами на их предоставление; между тарифами на услуги местной телефонной связи для разных групп потребителей и др. Такие показатели подлежат обязательному статистическому наблюдению и должны быть в центре особого внимания руководства отрасли и организаций связи.

Не менее важное значение имеет создание актуального состава объектов наблюдения как с точки зрения используемых современных технологий, т.е. новизны объектов, так и с точки зрения достоверности их учета.

Так, в настоящее время данные о составе генеральной совокупности объектов госсобственности, которыми располагает Минимущества РФ, не в полной мере совпадают с данными, которые имеются в отрасли связи и информатизации.

Кроме того, современный этап в статистике связи и информатизации характеризуется появлением новых для отрасли объектов статистического наблюдения на фоне быстро развивающихся процессов информатизации и взаимопроникновения информатики и связи, что требует их всестороннего отражения в отчетности отрасли, а также разработки новых форм и методов статнаблюдения за ними.

Особого внимания заслуживают вопросы качества и эффективности процессов сбора, передачи, обработки сведений, поступающих от операторов. Существующие формы отраслевой и государственной статистики, способы передачи и обработки данных являются экономически неэффективными и не отвечают требованиям новых информационных технологий, поскольку вызывают необходимость значительных затрат на рутинное отслеживание соответствия переданных и принятых данных, а также выдачи сводных и аналитических отчетов и таблиц в больших объемах на бумажных носителях.

В связи с этим осуществляется внедрение автоматизированной системы сбора и обработки результатов государственного наблюдения в отрасли связи и информатизации, шифр "АСОД - СТАТ - СВЯЗЬ".

Важным элементом осуществления эффективной отраслевой статистической деятельности является обеспечение этой деятельности ресурсами. Сегодняшняя практика свидетельствует о недостатке специалистов-статистиков в отрасли и ограниченном финансировании научно-исследовательских и методических разработок в области статистики связи и информатизации.

Большинство действующих в отрасли методических документов к настоящему времени устарело и требует совершенствования. К тому же отраслевой нормативно-правовой базы, определяющей идеологию статистической деятельности в отрасли, на сегодняшний день нет. Поэтому Концепция должна стать основополагающим документом, регулирующим статистическую деятельность в отрасли связи и информатизации.

2.3. Учитывая необходимость реализации регулирующих документов, которые появились за последнее время в отрасли, сложившееся состояние дел в отраслевой статистике, прогнозируемый интенсивный рост объемов информации за счет динамично меняющейся экономической ситуации и стремительного прогресса в технике и технологиях, расширение спроса на актуальную информацию со стороны органов государственной власти и других потребителей, особую значимость достоверного обеспечения потребителей статистическими данными в условиях развития экономических реформ, можно сформулировать следующие задачи совершенствования статистики в отрасли связи и информатизации.

1. Статистическая деятельность отрасли связи и информатизации должна быть приведена в соответствие с современным состоянием отрасли, чтобы способствовать выполнению нормативных и законодательных документов, удовлетворять требованиям потребителей (пользователей) и задачам управления.

2. Статистическая деятельность отрасли связи и информатизации должна быть приведена в соответствие с системой государственной статистики (при общем методологическом обеспечении Госкомстата России) в части:

·  разделения информационных потоков между органами государственной статистики и федеральным органом исполнительной власти в области связи - Минсвязи России;

·  формирования единых баз данных для оперативного информирования о состоянии отрасли широкого круга пользователей, прогнозирования развития и управления;

·  создания специализированного Реестра организаций связи;

·  методологии статистического наблюдения и анализа, включая создание системы мониторинга для обеспечения оперативного управления, а также тактического (среднесрочного) и стратегического управления.

3. Система статистического учета и отчетности отрасли связи и информатизации должна быть согласована с международной системой учета, установленной международными организациями в области связи (МСЭ, ВПС, ООН).

4. В статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должен быть обеспечен автоматизированный сбор, обработка и передача информации по каналам связи на всех этапах и уровнях управления.

В процессе совершенствования статистики отрасли связи и информатизации могут принимать участие следующие организационно-финансовые структуры: Госкомстат России, Минсвязи России, ОАО "Связьинвест", операторы и ассоциации операторов связи, ассоциации регионов, отраслевые институты, производители средств связи и др.

3. Цели и основные задачи статистической деятельности

в отрасли связи и информатизации

3.1. Целью статистической деятельности в отрасли связи и информатизации, как части государственной статистической деятельности в Российской Федерации, является удовлетворение потребностей общества, государства и всех хозяйствующих субъектов в статистической информации в области связи и информатизации для обеспечения нейтрального и объективного знания о социально-экономических явлениях и процессах в этих областях.

Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии решений. Результаты статистической деятельности должны обеспечить своевременное и исчерпывающее предоставление органам государственной власти и управления всех уровней, руководителям и специалистам всех организаций отрасли, средствам массовой информации, научной общественности, коммерческим структурам, населению и международным организациям объективной статистической информации по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации в области связи и информатизации, а также по всем явлениям и процессам, происходящим в отрасли, в соответствии с установленным порядком для каждой категории пользователей.

3.2. Заинтересованные пользователи статистической информации преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в результате статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации:

·  руководители и специалисты отрасли заинтересованы в информации в целях разработки и реализации государственной политики в области связи и информатизации; оценки результатов деятельности и развития отрасли, ее подотраслей и организаций; изучения и обобщения закономерностей, присущих связи; проведения теоретических разработок актуальных проблем в области связи и информатизации; планирования и прогнозирования в области связи и информатизации; принятия решений в процессе управления всеми видами деятельности;

·  органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию отраслей экономики, разработке и реализации общегосударственной политики;

·  реальные и потенциальные инвесторы заинтересованы в информации для получения представления о направлениях и эффективности инвестиций; потенциале фондового рынка отрасли; рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций;

·  поставщики и подрядчики заинтересованы в информации в целях оценки спроса, возможностей и условий реализации своей продукции и услуг на рынках связи и информатизации;

·  потребители заинтересованы в информации о составе, объемах, качестве услуг, эффективности и стабильности деятельности организаций, предоставляющих услуги связи и информатизации;

·  общественность в целом заинтересована в информации для получения представления о роли и вкладе конкретных организаций отрасли в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

3.3. Основными задачами статистической деятельности в отрасли связи и информатизации являются:

·  проведение статистических наблюдений в рамках государственной статистической системы;

·  формирование, хранение и защита отраслевой статистической информации;

·  разработка и совершенствование методологического обеспечения для проведения статистических наблюдений и обработки результатов наблюдений;

·  создание целостной системы статистических показателей, гармонизированной с международной, для описания и анализа объектов статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации;

·  разработка программ и планов проведения отраслевых выборочных наблюдений и организация их проведения;

·  разработка и ведение отраслевых классификаторов, гармонизированных с государственной системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

·  обеспечение доступа к отраслевой статистической информации юридических и физических лиц в соответствии с установленным порядком;

·  обеспечение взаимодействия информационных баз данных, созданных федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности (Госкомстат России) и федеральным органом исполнительной власти в области связи и информатизации (Минсвязи России), а также их региональными органами, подведомственными предприятиями и организациями.

4. Общие принципы организации статистической деятельности в отрасли связи и информатизации

4.1. Для обеспечения эффективности принятия решений любым заинтересованным пользователем отраслевой статистической информации в основу совершенствования статистики связи и информатизации должен быть положен принцип перехода от информационно-справочного характера системы статистики к информационно-управляющему, то есть к системе поддержки принятия решений. Данный принцип предполагает наличие в системе статистики связи и информатизации значительной интеллектуальной составляющей, усиление которой обеспечивается использованием, наряду со статистическими базами данных, экспертных систем и баз знаний.

Способность экспертных систем и баз знаний реализовать информационную и логическую поддержку решений трудноформализуемых задач при неполных, нечетких или динамически меняющихся статданных на основе эвристик и ситуационных моделей управления обусловливает появление признаков взаимопроникновения информационных и статистических систем. Это позволяет определить состояние статистики связи и информатизации как инфостатистика.

Основными составляющими процесса совершенствования системы статистики связи и информатизации являются формирование представительной совокупности информационных ресурсов и создание развитой инфраструктуры статистики.

Формирование информационных ресурсов направлено на создание единого прозрачного информационного пространства, обеспечивающего принятие соответствующих решений, т.е. пространства, в котором все заинтересованные пользователи, исходя из установленного для каждой категории пользователей порядка предоставления информации, могут быть повсеместно обеспечены необходимой им и достоверной информацией в области связи и информатизации в нужное время и в удобной форме.

Информационные ресурсы в статистике связи и информатизации формируются с помощью статистического наблюдения и изучения различных сред, объектов, процессов и создания систем баз данных и знаний. Архитектура информационных ресурсов проектируется исходя из особенностей отраслевых технологических комплексов, на обеспечение эффективного управления которыми, прежде всего, направлено развитие и совершенствование статистической деятельности в отрасли связи и информатизации.

Инфраструктура статистики связи и информатизации включает в себя:

·  Федеральный орган исполнительной власти в области статистической деятельности (Госкомстат России), обеспечивающий общность принципов организации и методическое единство в системе государственной статистики на всех уровнях управления;

·  Федеральный орган исполнительной власти в области связи и информатизации (Минсвязи России), осуществляющий организационное и методическое руководство статистической деятельностью в отрасли связи и информатизации;

·  Вычислительный узел обработки отраслевой статинформации, объединяющий и поддерживающий информационные базы для проведения общеотраслевой маркетинговой и экономической деятельности и управления всеми видами деятельности в отрасли;

·  информационные центры организаций связи, формирующие и поддерживающие информационные базы в рамках своей деятельности;

·  отраслевые институты, осуществляющие научное и методологическое сопровождение статистической деятельности в отрасли;

·  система правовой, нормативной и методической документации, определяющей методы, способы и формы осуществления всех видов работ в статистической деятельности отрасли связи и информатизации;

·  инструментальные программные средства, предназначенные для использования в информационной среде;

·  телекоммуникационное оборудование, каналы и средства связи, а также средства сети ИНТЕРНЕТ, обеспечивающие передачу статистической информации по сетям связи и представление ее для использования.

4.2. В основу организации статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должен быть положен системный подход, как по объему и составу осуществляемых статистических наблюдений, так и по видам учета.

Формирование наиболее полной информации о деятельности отрасли должно быть обеспечено с помощью статистического учета и бухгалтерского учета (первичного и сводного).

Происходящие в отрасли связи и информатизации активные преобразования влияют на изменение состава, характера и количества объектов статистического наблюдения.

Организация (хозяйствующий субъект) является основной единицей статистического наблюдения. Однако, кроме ограниченного числа традиционных организаций связи, объектами наблюдения должны стать все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, имеющие лицензии Минсвязи России.

Ведение Реестра организаций, работающих на рынке связи и информатизации, где по каждому хозяйствующему субъекту должны быть сведения о его юридическом и фактическом нахождении, виду деятельности, основных экономических характеристиках, создает основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов (предприятий, организаций отрасли), в том числе в динамике. Путем систематической сверки и включения в отраслевой Реестр всех необходимых кодов информации должна быть достигнута сопоставимость и сопряженность Реестра организаций, работающих на рынке связи и информатизации, с Единым государственным регистром предприятий и организаций (ЕГРПО).

К принципиально новым объектам статистического наблюдения в отрасли относятся современные информационно-телекоммуникационные технологические системы, например, распределенное информационное пространство российского сегмента сети ИНТЕРНЕТ, взаимодействующее с другими сегментами Глобальной сети ИНТЕРНЕТ; IP-телефония, сети мультимедиа, интерактивное цифровое телевидение, и т.п. Эти системы являются сложными распределенными системами.

Быстро развивающиеся процессы информатизации охватывают все сферы жизни общества. Однако информации о распространении и использовании информационных технологий в организациях и домашних хозяйствах на сегодняшний день нет. Необходимо ввести по сути новый вид статистического наблюдения в сфере информационных технологий по всем направлениям.

4.3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи и информатизации (Минсвязи России - Администрация связи) выполняет регулирующую и координирующую роль в организации статистической деятельности, которая направлена:

·  на взаимодействие с Госкомстатом России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики;

·  на разработку единых подходов к формированию программ статистических наблюдений в отрасли связи и информатизации по различным направлениям (подотраслям, видам услуг и др.);

·  на определение системы показателей деятельности организаций связи и перспективы их развития;

·  на разработку методологии и различных методических положений с учетом особенностей организации статистического наблюдения в отрасли, в соответствии с потребностями пользователей, а также требованиями государственных и международных стандартов;

·  на разработку и утверждение единых форм статистического наблюдения, отражающих особенности отрасли;

·  на обеспечение сбора, обработки, хранения и защиты отраслевой статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимой конфиденциальности данных;

·  на проведение единой технической политики в технологии сбора, обработки и передачи статистической информации по иерархии управления в отрасли связи и информатизации а также на взаимодействие с информационно-вычислительными системами Госкомстата РФ;

·  на обеспечение сопоставимости основных показателей отрасли связи и информатизации с государственными и международными классификациями (стандартами).

4.4. В системе статистики связи и информатизации должна обеспечиваться преемственность статистической информации при использовании в иерархии управления.

Для обеспечения преемственности статистической информации необходимо создание:

·  целостной системы показателей для описания и анализа объектов наблюдения в отрасли связи и информатизации и методологии их расчета;

·  технологии ведения первичного учета, где особое место должно быть отведено первичному учету распределенных объектов наблюдения;

·  согласованных единых, унифицированных форм статистического учета и отчетности Госкомстата России, типовых отраслевых форм учета и отчетности и электронной системы ведения первичного учета для организаций отрасли, отражающих специфику, внутриотраслевые особенности и происходящие изменения в системе связи России.

Внедрение унифицированных форм статистических наблюдений по различным направлениям деятельности организаций, функционирования технологических систем с взаимосвязанной, сопоставимой на различных уровнях управления системой показателей позволит получить сопоставимую и комплексную информацию как по всем уровням управления (организация, отрасль), территориям (город, область, край, республика, федеральный территориальный округ), так и по информационно-технологическим системам.

4.5. Система статистики связи и информатизации должна учитывать рекомендации международных организаций, в том числе специализированных организаций в области связи (Всемирного почтового союза (ВПС), Международного союза электросвязи (МСЭ)).

В целях дальнейшего взаимодействия с международными организациями, зарубежными организациями в области связи, расширения номенклатуры услуг, активизации инвестиционной деятельности, совершенствования системы взаиморасчетов за услуги необходимо приведение статистической деятельности в отрасли связи и информатизации в соответствие с мировой практикой, создание единой системы сопоставимых показателей, характеризующих специфику отрасли, использование новых единиц измерения, установление единого содержания стандартов, протоколов учета, одинаковых методов исчисления и группировок статистических показателей.

При разработке методологии и методических рекомендаций по статистическому наблюдению в отрасли в целях унификации и обеспечения сопоставимости результатов статистического наблюдения на всех уровнях -организация, отрасль и в международном масштабе - используются международные стандарты, утвержденные статистической комиссией Организации Объединенных Наций (СК ООН), а также стандарты, разработанные специализированными международными организациями в области связи: Всемирным почтовым союзом (ВПС), Международным союзом электросвязи (МСЭ).

Использование документов международных организаций осуществляется в части общеметодологических положений международной статистики, классификации статистических показателей, руководств по исчислению показателей, справочников и технических руководств.

Система статистики связи и информатизации строится с учетом принципов и методологии системы национальных счетов (СНС), принятой международным сообществом и введенной в России. Она охватывает деятельность всех хозяйствующих субъектов разных форм собственности, учитывает все операции с производственными, материальными и финансовыми ресурсами и предусматривает:

·  систему ведения первичного, бухгалтерского и статистического учета, основанную на единстве методологических принципов;

·  балансовый способ (метод) взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов;

·  систему взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленных в виде определенного перечня счетов и таблиц, характеризующих результаты деятельности.

4.6. Сопоставимость статистических данных на различных уровнях управления в отрасли связи и информатизации, в государстве, на международном уровне обеспечивается созданием и развитием системы классификации и кодирования статистической информации в области связи и информатизации, взаимоувязанной с единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации, а также с международными классификаторами.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, используемой на межотраслевом и межгосударственном уровнях, создаются федеральными органами исполнительной власти, ответственными за их разработку.

Классификаторы технико-экономической и социальной информации в области связи и информатизации создаются в соответствии с правилами построения общероссийских классификаторов, гармонизированными, в свою очередь, с международными правилами.

Системой кодирования должны быть охвачены все объекты статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации, а также статистические показатели и, при необходимости, статистические данные.

4.7. Для обеспечения равного доступа заинтересованных пользователей (специалистов отрасли, инвесторов, пользователей, бизнес - структур, населения, представителей органов власти и др.) к открытой статистической информации важным направлением деятельности федеральных органов исполнительной власти в области связи и информатизации является подготовка к публикации и выпуск изданий, содержащих официальные статистические сведения. Различная периодичность изданий (ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная) позволяет публиковать и оперативную информацию, и обобщенные данные по отрасли. Все эти публикации играют важную роль не только в управлении, но и в информировании общества.

Необходимая открытая информация в установленном порядке может быть предоставлена по запросу пользователей как федеральным органом исполнительной власти в области связи и информатизации (Минсвязи России), так и территориальными органами государственной статистики, входящими в Государственный комитет РФ по статистике.

Информационное обеспечение пользователей осуществляется также путем ведения сайта статистики связи и информатизации в сети ИНТЕРНЕТ, что создает оперативность в использовании данных. Однако условия сосуществования информационных ресурсов статистики связи и информатизации в рамках ее инфраструктуры и информационных ресурсов сети ИНТЕРНЕТ требуют дополнительного изучения и разработки правового обеспечения.

4.8. Предоставление пользователям в заданные сроки статистической информации в достаточном объеме во многом зависит от эффективности организационных и технологических решений, используемых в системе электронной обработки данных.

Учитывая большое количество хозяйствующих субъектов в отрасли, их территориальную рассредоточенность и разнородную техническую оснащенность средствами автоматизации, решающее значение приобретает организация, построение и оснащение широко разветвленной и многофункциональной системы сбора и передачи данных, создание мощного вычислительного узла обработки статистической информации.

Развитие и совершенствование информационных технологий по сбору и обработке статистической информации необходимо осуществлять по следующим направлениям:

·  создание технической базы;

·  модернизация системного программного обеспечения, промышленных программных средств, используемых для регистрации и обработки статистической информации;

·  совершенствование технологии формирования статистических данных, реализуемой прикладными программными средствами и самого прикладного программного обеспечения задач электронной обработки информации.

Необходимым условием развития системы электронной обработки статистической информации является использование современных средств вычислительной техники. В условиях однородности вычислительных средств и использования локальных сетей разной мощности проще и эффективнее решается вопрос о совместимости уровней иерархической структуры отрасли, а также унификации и типизации технологических процессов, программного и информационного обеспечения. Локальные вычислительные сети, объединенные в корпоративную сеть отрасли, являются современными перспективными техническими средствами обработки статистической информации.

Изменения в техническом решении требуют быстрой перестройки программно реализуемой технологии обработки данных. Электронная обработка данных включает следующие основные программно реализуемые технологические этапы: сбор, ввод и контроль данных, поступающих от объектов, формирование нормативно-справочной информации для обработки статистических данных, формирование сводных итогов и расчетных показателей, формирование массивов данных для передачи между уровнями управления и формирование таблиц с требуемыми статистическими данными. В технологии сбора абсолютно необходимым является применение электронных форм взамен бумажных, т.е. внедрение безбумажной технологии.

4.9. Развитие экономики страны в рыночных условиях, изменения в социальных, политических и экономических условиях, требуют определенной гибкости статистической деятельности, формирования выходных данных статистики в реальном масштабе времени.

Интеграция в мировое информационное пространство, создание совместных предприятий, развитие технических средств связи, разнообразие информационных сред для распространения информационных потоков, постоянное обновление спектра телекоммуникационных услуг предопределяют мобильность статистической деятельности.

Оперативное совершенствование статистики связи и информатизации в соответствии с потребностями пользователей - включение новых статистических показателей, регистров учета и форм отчетности - обеспечивает маркетинговая деятельность в системе статистической деятельности отрасли. Потребительский спрос заинтересованных пользователей должен формировать "портфель заказов" для статистической системы.

4.10. Для исследования экономических, технических и социальных явлений в отрасли связи и информатизации используются статистические методы: группировок, обобщающих показателей - абсолютных, относительных и средних величин, а также индексный, балансовый методы и др.

Явления и процессы, происходящие в отрасли связи и информатизации и изучаемые статистикой, находятся в состоянии непрерывного движения, количественного и качественного изменения. Меняются их размеры, структура, свойства, сущность и формы проявления, закономерности развития. Одновременно должны видоизменяться и статистические приемы и методы исследования применительно к изменениям, которые претерпевают сами явления и процессы, т.е. с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени.

Для объективной оценки в условиях высокой стоимости сбора и обработки информации целесообразно, наряду с обобщающими показателями, индексами и др., разрабатывать и применять следующие методы, в том числе с использованием современных технологий:

·  комбинированный (сплошные наблюдения в сочетании с несплошными, в т. ч. с выборочными, монографическими, многоцелевыми, многофазными, распределенными во времени обследованиями), когда крупные и средние организации обследуются в порядке сплошного учета по основным показателям, а малые организации и индивидуальные предприниматели - путем выборочных обследований и различных опросов;

·  дополнительные оперативные бизнес-обследования, проводимые с целью оценки текущего экономического состояния объектов наблюдения с привлечением для получения информации специалистов, менеджеров по изучаемым вопросам; преимущество бизнес - обследований заключается в их оперативности, а также в возможности получения информации в областях, не охваченных официальной статистикой, т.е. результаты бизнес - обследований служат дополнением к официальным статистическим данным для получения более полных данных о генеральной совокупности;

·  корректировка данных наблюдений путем научных дорасчетов основных экономических показателей, обеспечивающих полноту учета данных по всему кругу объектов наблюдения;

·  мониторинг, используемый как одна из форм наблюдения за динамически меняющимися процессами в социальной и экономической сфере, позволяющая не только давать характеристику этим процессам, но и на основе оперативных данных непрерывного наблюдения за ходом и характером происходящих изменений выявлять негативные тенденции и факторы, их вызывающие, а также оценивать эффективность и полноту реализуемых законов и нормативных актов, вырабатывать управленческие решения в целях повышения эффективности и качества наблюдаемых процессов.

5. Состав, содержание и требования к информации, формируемой при статистическом наблюдении в отрасли связи и информатизации

5.1. Статистическая информация является объектом отношений физических, юридических лиц, государства и относится к информационным ресурсам страны.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в системе статистики связи и информатизации формируется информация, характеризующая экономическую систему отрасли. Она представляет собой обобщенную информацию об основных аспектах макроуровня - отрасли в целом, а также детальную информацию о самых разнообразных аспектах микроуровня -организациях, рынках услуг и средств связи, конкурентной среде, региональной экономической конъюнктуре.

Статистическая информация в отрасли связи и информатизации состоит из технико-экономической и социальной, которая может быть использована для характеристики существующего положения, достигнутого уровня, для оценки выполнения стратегических и текущих целей функционирования экономических и других объектов статистического наблюдения.

5.2. Технико-экономическая информация в системе статистики связи и информатизации представляет собой наиболее полный и разветвленный блок информации. Она отражает состояние, уровень развития и результаты экономической деятельности в отрасли связи и информатизации с точки зрения объемных, стоимостных, качественных и других характеристик.

Социальная информация, относящаяся к характеристике уровня жизни и сферы обслуживания населения, призвана отразить принцип социально-ориентированной рыночной экономики. Она характеризует степень обеспеченности услугами и средствами связи и уровень удовлетворенности индивидуальных потребностей личности, населения и различных секторов экономики страны.

5.3. Совершенствование общеметодологических основ статистики при переходе к рыночной экономике проявляется в изменении не только состава и экономического содержания показателей, но и методов обработки статистических данных.

На основе разработанной Госкомстатом России методологии и системы статистических показателей для национальной экономики в целом федеральным органом исполнительной власти в области связи и информатизации должны проводиться разработка и совершенствование комплексной системы показателей, учитывающей отраслевые особенности.

Статистические показатели отрасли должны быть взаимоувязаны и представлять собой целостную и логическую систему.

Система показателей должна быть единой для всех уровней управления и обеспечивать группировку статистической информации по различным направлениям (признакам).

В целях внедрения системы показателей должны быть разработаны методология ее использования и методика исчисления отраслевых статистических показателей для различных уровней управления.

Качество информации, формируемой при статистическом наблюдении в отрасли связи и информатизации, должны характеризовать следующие свойства:

значимость - информация имеет свойства значимости, когда она влияет на технические и экономические решения пользователей, помогает им оценить прошлые, настоящие или будущие события, либо подтверждая, либо корректируя их прошлые оценки, если ее невключение или неполное отражение может повлиять на экономические решения пользователей;

полнота сведений - в отчетной информации не должна быть опущена важная информация; полнота информации обеспечивается определением системы показателей по экономическим, техническим и социальным параметрам производственно-хозяйственной деятельности отрасли и всех юридических и физических лиц, входящих в нее, отражением в учете всех фактов хозяйственной деятельности, обеспечивающих ее диагностику;

научная обоснованность, которая достигается на основе анализа различных факторов, явлений и процессов с использованием новейших методов многомерного статистического анализа и экономико-математических методов прогнозирования, что позволяет сформировать объективную информацию по явлениям и процессам в деятельности отрасли;

достоверность - информация полезна только в том случае, если она точна, она не должна содержать фактических ошибок и быть тенденциозной, она должна отражать точно все реальные процессы;

сопоставимость - пользователи должны быть в состоянии сравнить отчетные данные разных периодов так, чтобы можно было определить любые тенденции изучаемых явлений и процессов; пользователи также должны быть в состоянии сопоставить однородные явления и процессы или их группы, чтобы можно было определить относительные характеристики и дать оценку эффективности;

своевременность - в случае неоправданной задержки в предоставлении информация может потерять свою уместность, однако иногда необходимо сбалансировать относительные достоинства своевременности с предоставлением надежной информации;

отсутствие дублирования информации в различных формах отчетности.

6. Особенности статистического наблюдения за новыми объектами в отрасли связи и информатизации

6.1. В последние годы в отрасли появилось много новых операторов связи различных форм собственности, ориентированных на деятельность по оказанию разного рода услуг в области связи, среди которых многие являются малыми предприятиями. Их полная финансово-хозяйственная самостоятельность ведет к необходимости включения этих организаций в систему статистического наблюдения, что позволит дать объективную оценку деятельности отрасли, а также их роли в развитии отрасли связи и информатизации.

Наличие значительного числа таких операторов, работающих на рынке связи, диктует необходимость распространить на них порядок сбора статистической информации только на выборочной основе.

При этом для получения объективной и полной информации по всем операторам целесообразно разработать альтернативные методы дорасчетов статистических показателей до полного круга хозяйствующих субъектов с необходимой периодичностью определения этих показателей.

Кроме того, применение выборочных методов наблюдения необходимо сочетать с периодическим проведением сплошных обследований для своевременного уточнения коэффициентов дорасчета, прослеживания структурных сдвигов, происходящих в отрасли.

Повышение точности и достоверности результатов обследований деятельности операторов связи возможно также на основе стратифицированной выборки и обработки результатов статистического наблюдения программными средствами.

Одной из форм статистического наблюдения за деятельностью новых операторов связи должен стать мониторинг, для осуществления которого необходимо разработать правила и методику осуществления.

Взаимодействие с новыми операторами по вопросам статистического учета и отчетности целесообразно контролировать в процессе выдачи (продления) лицензий.

6.2. Перспективы превращения глобальной компьютерной сети Интернет в основную информационную магистраль XXI века, тенденции роста уровня пользователей сети в России, быстрое увеличение числа сайтов в российском сегменте сети, разработанная и поддерживаемая отраслью федеральная программа электронной торговли и множество других проектов по информатизации и инфокоммуникациям свидетельствуют о возможных структурных сдвигах в этих сферах. Поэтому сегодня процессы статистического наблюдения за объектами информатизации становятся необходимыми.

В связи с этим должна быть разработана методология статистического наблюдения за объектами информатизации, к которым относятся: российский сегмент Интернета, компьютерные средства у населения, системы электронной торговли, сложные распределенные системы, системы дистанционного образования, обучения, подготовки и переподготовки кадров, производители и поставщики продукции, обеспечивающие рынок информационными продуктами (ресурсами), аппаратными средствами информатизации, программными средствами, разного рода услугами, оказываемыми пользователям сферы информатизации. Причем для указанных объектов информатизации многие вопросы, касающиеся нормативно-правового обеспечения, финансово-кредитных отношений, использования криптографической защиты информации и т. п., еще предстоит решить.

Специфические особенности информатизации России, такие как, резкое изменение динамики рынка от роста рынка до его сжатия в зависимости от кризиса и политических процессов, высокая динамика цен на продукцию и услуги информатизации, зависимость от зарубежных производителей и т.п., влияют на выбор методов статистического наблюдения.

Получение достоверной информации об объектах информатизации представляет серьезную задачу, решение которой может осуществляться разными способами.

Одним из таких способов является сравнение и обоснованный выбор данных, полученных из разных источников, например, по официальным каналам (Госкомстат России) и неофициальным каналам (результаты непосредственного опроса).

Необходимо применять разные варианты выборочного статистического наблюдения за производителями и поставщиками продукции и услуг информатизации на российский рынок, поскольку сплошное наблюдение за такими объектами практически невозможно.

В системе мониторинга объектов информатизации, которая должна учитывать и отображать специфику рассматриваемой сферы деятельности, необходимо определить состав показателей, характеризующих состояние сферы информатизации и рынка продукции и услуг, а также состав источников получения первичных данных.

Важным инструментом для изучения объектов информатизации должна стать собирательная группировка видов экономической деятельности для сферы информатизации, формируемая Минсвязи России на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

6.3. Серьезные проблемы возникают по учету объемов нетрадиционной деятельности, ставшей характерной в рыночных условиях для многих организаций связи. Существующие методики оценки неполно характеризуют проявления нетрадиционной деятельности. Поэтому необходим методический аппарат, позволяющий корректно отразить в статистике связи и информатизации результаты нетрадиционной деятельности различных видов.

7. Конфиденциальность статистической информации

Статистическая информация в отрасли связи и информатизации состоит из открытой и конфиденциальной информации.

Открытая статистическая информация предоставляется в установленном порядке заинтересованным пользователям без ограничения и подлежит публикации.

Конфиденциальная статистическая информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается и регулируется как законодательством Российской Федерации, так и нормативными документами, в том числе нормативными документами в отрасли связи и информатизации.

Информационные ресурсы защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Вся статистическая информация, относящаяся к конкретному объекту наблюдения (организация связи, система связи и др.) в отрасли, является конфиденциальной.

Статистическая информация, отнесенная к конфиденциальной, не подлежит разглашению и не может быть использована в коммерческих целях.

Организации, ответственные за формирование и использование конфиденциальной статистической информации в области связи и информатизации, а также, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования конфиденциальной статистической информации, должны осуществлять защиту такой информации. При этом они должны руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также нормативными документами, регламентирующими порядок защиты конфиденциальной статистической информации, включая создание специальных служб, обеспечивающих защиту информации.

8. Социально-экономическая эффективность реализации Концепции

Реализация Концепции системного совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации обеспечивает:

·  максимальное удовлетворение спроса на информацию со стороны органов государственной власти, органов управления отраслью, организаций отрасли для принятия обоснованных управленческих решений;

·  активизацию и расширение спроса на объективную и актуальную информацию о деятельности отрасли связи и информатизации со стороны предпринимателей, населения и других пользователей открытой статистической информации;

·  адекватное и гибкое реагирование системы статистики связи и информатизации на изменяющиеся потребности общества;

·  поддержание интегрирующих тенденций органов государственной и отраслевой статистики в процессе информационного отображения социально-экономических явлений, происходящих в стране и в отрасли;

·  повышение эффективности работы органов управления отраслью и статистикой;

·  возможность получения объективной информации при оперативном доступе к информационным ресурсам, повышающую, как следствие, инвестиционную привлекательность объектов статнаблюдения;

·  формирование единого информационного пространства отрасли связи и информатизации с интеграцией его в информационное пространство России;

·  активизацию обмена статистической информацией при взаимодействии с международными организациями и с другими странами на основе принятой в международной практике единой системы учета и статистики;

·  сокращение затрат на подготовку и обработку статистической информации, которая должна представляться в органы статистики, за счет использования новых методик, технологий и систем электронного документооборота;

·  сокращение затрат на обработку и поиск информации за счет использования современных технологий, исключения дублирования, трудоемких операций, использования специализированных и межотраслевых данных.

9. Приоритетные направления реализации Концепции

Для реализации Концепции совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников, учитывающие как государственные интересы в целом, так и интересы организаций отрасли и интересы конкретных потребителей статистической информации об отрасли связи и информатизации.

При внедрении Концепции приоритетными должны являться разработки, относящиеся к созданию систем обеспечивающего уровня для статистической деятельности:

·  разработка системы правовой, нормативно-справочной и методической документации по регулированию статистической деятельности в отрасли;

·  разработка системы показателей для статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации;

·  выбор методов статистического наблюдения, сбора и обработки данных;

·  разработка алгоритмов проведения статистического наблюдения с учетом особенностей наблюдаемых объектов;

·  внедрение системы общероссийских классификаторов в практику отрасли связи и информатизации;

·  внедрение современных технологий в инфраструктуру статистической деятельности в отрасли, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации по каналам связи;

·  разработка и внедрение системы комплексной защиты статистической информации от несанкционированного доступа при ее хранении, обработке и передаче;

·  определение порядка предоставления статистической информации по иерархии управления и порядка доступа к информации различных пользователей.

Приоритеты и этапность реализации систем, обеспечивающих статистическую деятельность отрасли связи и информатизации, определяются требованиями федеральной программы реформирования статистики, условиями финансирования, технико-экономической целесообразностью, уровнем окупаемости разрабатываемой системы, уровнем развития обеспечивающих средств, требованиями заказчика и должны найти отражение в Программах по основным направлениям работ и в проектах разработки определенных систем.

При этом создание систем сбора, обработки, хранения и предоставления статистической информации, включая создание систем баз данных и знаний, увязывается с очередностью и приоритетами реализации комплексов новых информационных технологий, систем передачи данных в отрасли.

Однако, архитектура сети сбора, обработки и доступа к статистической информации должна проектироваться независимо от действующей структуры управления сетями связи, используемых для передачи статистической информации.

К первоочередным работам по совершенствованию системы статистики связи и информатизации относятся: разработка системы показателей для статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации, разработка и внедрение системы электронного документооборота, техническое переоснащение подразделений статистики и обучение персонала, модернизация систем связи, используемых для передачи статистической информации.

Необходимо иметь в виду, что реализация программ и проектов не может быть растянута на длительный период, поскольку предлагаемое решение может морально и физически устареть. Учитывая, что время обновления программных и технических средств происходит в течение 3 - 5 лет, срок реализации конкретных программ не должен быть больше этого периода. Для отдельных проектов срок реализации не должен превышать 1,5 - 2 года.

10. Источники финансирования

Источниками финансирования деятельности в области статистики связи и информатизации являются:

·  отчисления организаций отрасли в отраслевой фонд НИОКР;

·  целевые отчисления организаций отрасли на проведение НИР;

·  иные платежи.

Дополнительно для выполнения программы могут привлекаться иностранные инвестиции и гранты зарубежных организаций, а также средства предпринимательских структур для финансирования отдельных направлений работ и проектов.

11. Выводы

11.1. Проводимая в отрасли связи и информатизации работа по совершенствованию статистической деятельности базируется на Федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 гг." и проекте "Программы развития статистики транспорта и связи на 2001-2005 гг.". Характерной особенностью этой работы является переход от фрагментарного к системному принципу совершенствования статистической деятельности, предусматривающему комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех ее элементов с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к информации разных потребителей (органов государственной власти, руководителей и специалистов организаций разных форм собственности, научной общественности, частных пользователей и др.).

11.2. Совершенствование статистической деятельности в отрасли связи и информатизации на основе системного подхода предполагает качественное изменение цели, задач, принципов, объектов и методов статистического наблюдения, расширяет возможности статистической деятельности для получения полной и достоверной информации, определения тенденций, обеспечения достоверного прогноза.

11.3. Наряду с традиционно существовавшими объектами статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации -организациями связи, совокупность и степень охвата которых наблюдением существенно возрастает, принципиально новыми объектами статистического наблюдения становятся объекты информатизации и информационно-телекоммуникационные технологические системы, являющиеся сложными распределенными системами.

11.4. Для удовлетворения изменяющихся потребностей общества и государства в объективной и нейтральной информации необходимо создание:

·  целостной системы показателей объектов наблюдения в отрасли связи и информатизации, методологии их расчета, унифицированных форм статистической отчетности;

·  научно-методических подходов и методов организации статистического учета и отчетности;

·  информационных баз данных с использованием современных технологий формирования, управления, хранения, защиты;

·  разветвленной многофункциональной системы сбора и передачи информации с центральным узлом сбора и обработки данных статистической отчетности.

11.5. Систему статистического учета и отчетности необходимо привести в соответствие с международными требованиями.

11.6. Система статистического учета и отчетности должна быть гибкой в зависимости от спроса на информацию и доступной для заинтересованных пользователей в рамках установленного порядка получения информации для каждой категории пользователей.

11.7. Для обеспечения полной и объективной информацией в условиях высокой стоимости проведения статистических наблюдений и обработки их результатов целесообразно применять не только традиционно используемые, но и ресурсосберегающие методы сбора и обработки статистической информации (выборочное обследование, бизнес-обследование, научные дорасчеты, мониторинг и др.) с использованием современных информационных технологий.

Концепция является базовым документом для реализации единой политики осуществления статистической деятельности в отрасли связи и информатизации, согласованной с общероссийскими и международными системами статистики.

Приложение 1

Программа действий по реализации "Концепции совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации"

I. Совершенствование системы статистических

показателей

1.1. Формирование системы показателей продукции (услуг) с учетом перехода на новые единицы измерения в соответствии с требованиями международных стандартов (МС).

1.2. Разработка системы показателей для первичного учета данных социально-экономического развития отрасли связи и информатизации.

1.3. Разработка системы показателей по вопросам:

·  управления качеством в отрасли связи и информатизации;

·  качества услуг связи.

II. Совершенствование методологии, методов и форм статистического наблюдения

2.1. Разработка научно обоснованной методологии сбора и обработки

статистической информации в соответствии с требованиями МС.

2.2. Разработка и внедрение методов выборочного статистического

наблюдения за объектами, относящимися к отрасли связи и информатизации (новые организации, объекты информатизации).

2.3. Совершенствование существующих и разработка новых форм

статистического наблюдения за объектами, относящимися к отрасли

связи и информатизации с учетом перехода на новые единицы

измерения в соответствии с требованиями МС.

2.4. Разработка системы мониторинга в отрасли связи и информатизации

2.5. Разработка методологии статистического учета и отчетности в области управления качеством.

III. Совершенствование методов комплексного анализа

показателей

3.1. Разработка методологии комплексного анализа показателей социально-экономического развития отрасли, подотраслей, организаций, технологий (услуг).

3.2. Разработка методологии совершенствования управления деятельностью хозяйствующих объектов отрасли на основе анализа статистической информации.

IV. Совершенствование информационных ресурсов и информационных технологий отраслевой статистической деятельности




Совершенствование информационных ресурсов

4.1. Разработка и ведение отраслевого регистра а также подотраслевых субрегистров.

4.2. Создание и ведение отраслевых систем классификации и кодирования, гармонизированных с требованиями общероссийских и международных систем классификации.

4.3. Разработка, организация и ведение отраслевых интегрированных баз статистических данных и других видов информационных ресурсов (систем нормативно-справочной информации, пакетов прикладных программ, классификаторов).

Совершенствование информационных технологий

4.4. Разработка и внедрение новых информационных технологий в процессы сбора и обработки статистической информации.

4.5. Разработка и внедрение безбумажных технологий на основе системы электронного документооборота.

4.6. Развитие электронной обработки статистической информации и информационно - телекоммуникационного обслуживания пользователей статистической информации.

4.7. Применение систем управления местных сетей связи для сбора статистики.

V. Совершенствование обучения и переподготовки кадров, системы непрерывного профессионального образования

в области статистики и информационных технологий

5.1. Создание и развитие сети подготовки и переподготовки кадров в целях осуществления эффективного отраслевого статистического наблюдения.

Приложение 2

ПЛАН

перспективных научно-исследовательских работ

1. Совершенствование системы статистических показателей

1.1. Совершенствование системы показателей рынка услуг в электрической и почтовой связи с учетом требований международных стандартов (МС) и рекомендаций.

1.2. Разработка системы показателей для первичного учета данных социально-экономического развития и совершенствования отрасли связи и информатизации.

1.3. Разработка системы показателей по вопросам качества услуг связи и управления качеством в отрасли связи и информатизации.

1.4. Определение состава статистических показателей для оценки состояния и развития сферы информатизации.

1.5 Разработка предложений по совершенствованию системы учета

показателей объектов статистического наблюдения в отрасли связи и информатизации на основе исследования международного опыта,

рекомендаций МСЭ, ВПС, ООН, мер государственного регулирования рынка услуг связи (с учетом сегментации рынка).

2. Совершенствование методологии, методов и форм статистического наблюдения

2.1. Разработка научно-обоснованной методологии сбора и обработки статистической информации.

2.2. Совершенствование существующих и разработка новых форм статистического наблюдения за объектами, относящимися к отрасли связи и информатизации, с учетом требований МС о переходе на новые единицы измерения.

2.3. Разработка и внедрение методов выборочного статистического наблюдения за объектами информатизации.

2.4. Разработка системы мониторинга за объектами отрасли связи и информатизации:

- рынка услуг связи;

- рынка объектов информатизации;

- фондового рынка отрасли;

- финансового рынка;

- средств, систем и сетей связи;

- деятельности организаций отрасли.

Система мониторинга по каждому виду объектов предусматривает разработку:

- принципов;

- методики и программы статистического наблюдения;

- методики обработки результатов статистического наблюдения;

- методики оценки показателей состояния объектов;

- методики оценки достоверности показателей состояния объектов;

- технологии проведения мониторинга.

2.5. Разработка методологии статистической деятельности в области управления качеством в отрасли связи и информатизации

2.6. Разработка методики проведения статистического наблюдения за объектами информатизации.

2.7. Разработка классификатора продукции и услуг информатизации.

2.8. Разработка методики проведения статистического наблюдения за новыми операторами связи.

2.9. Формулирование задач, функций, требований к статистическому наблюдению, статистическому учету для обеспечения механизма регулирования на рынке связи и информатизации.

2.10. Разработка программы отраслевого статистического наблюдения на 200... год.

3. Совершенствование методов комплексного анализа статистических показателей деятельности организаций и отрасли

3.1. Разработка методологии проведения комплексного анализа показателей и оценки социально-экономического развития отрасли, подотраслей, организаций связи и информатизации, а также совершенствования технологии и развития услуг.

3.2. Разработка методологии совершенствования управления деятельностью организаций связи и информатизации на основе анализа статистической информации.

3.3. Разработка методологии оценки состояния организаций связи и информатизации на основе анализа данных инфостатистики и принятия антикризисных мер.

3.4. Исследование фондового и финансового рынков в отрасли связи и информатизации на основе анализа статистических данных.

3.5. Оценка на основе мониторинга состояния сегмента рынка услуг связи, создаваемых новыми операторами.

3.6. Анализ показателей деятельности новых операторов связи, состояния их производственных ресурсов и производственных возможностей.

3.7. Оценка показателей состояния и развития информатизации юридических и физических лиц и рынка продукции и услуг на основе мониторинга.

3.8. Оценка показателей состояния и развития производственной и сбытовой инфраструктуры сферы информатизации.

3.9. Анализ состояния сферы информатизации России, состояния рынка, производственной и сбытовой инфраструктуры и инвестиционной привлекательности объектов в сфере информатизации.

3.10. Анализ запросов на результаты государственного статистического наблюдения со стороны руководства федерального органа исполнительной власти в области связи и информатизации и формирование данных для соответствующих запросов.

4. Совершенствование информационных ресурсов и информационных технологий

4.1. Совершенствование информационных ресурсов

4.1.1 Разработка и ведение отраслевого регистра как основы статистического учета и идентификации организаций, взаимоувязанного с ЕГРПО а также подотраслевых субрегистров.

4.1.2 Создание и ведение отраслевых систем классификации и кодирования, гармонизированных с требованиями общероссийских и международных систем.

4.1.3 Разработка, организация и ведение отраслевых интегрированных баз статистических данных и других видов информационных ресурсов (системы нормативно-справочной информации, классификаторов, пакетов прикладных программ).

4.1.4 Анализ состояния и эффективности сосуществования информационных ресурсов Интернет и инфостатистики.

4.2. Разработка и внедрение информационных технологий

4.2.1. Разработка и внедрение новых информационных технологий в процессы сбора и обработки статистической информации.

4.2.2. Разработка и внедрение безбумажных технологий на основе системы электронного документооборота.

4.2.3. Развитие электронной обработки инфостатистики и информационно-телекоммуникационного обслуживания пользователей статистической информации

4.2.4. Определение методики сбора, хранения и предоставления пользователям статистической информации. Определение порядка доступа пользователей к статистической информации.

4.2.5. Формирование норм и требований по защите статистической информации в информационно-телекоммуникационных системах от несанкционированного доступа.

4.2.6. Разработка программного обеспечения по формированию штрихкодовых идентификаторов для идентификации средств и объектов наблюдения в отрасли связи и информатизации.

4.2.7. Разработка автоматизированной системы контроля прохождения регистрируемых почтовых отправлений (РПО) по сети почтовой связи с использованием штрихкодовых идентификаторов.