Информация о совещании

17-18 февраля 2005 года в г. Якутск Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации, Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) провели семинар-совещание "Типовые решения внедрения ИКТ в регионах в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" на примере Республики Саха (Якутия)".

Мероприятие было посвящено аудиту хода реализации проекта в Республике по разработке и внедрению системы поддержки принятия управленческих решений на уровне субъекта Российской Федерации, выполняемого в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" по линии Минэкономразвития России и финансируемого из средств федерального и регионального бюджетов.

В работе совещания приняли участие представители Минэкономразвития России, Росстата России, Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), регионального представительства ФАКОН, Координационного совета при Президенте Республики Саха (Якутия), представители субъектов Российской Федерации - Читинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Алтай, представители ИКТ бизнеса - ЗАО "Прогноз", "Корпорация "Парус", "Прайм-групп", компании "Цефей", представители органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и средств массовой информации.

В ходе семинара-совещания была продемонстрирована работа информационной системы, используемой Минэкономики Республики для анализа и прогноза социально-экономического развития региона (автор разработки - ЗАО "Прогноз"). Презентацию работы системы провел Министр экономики Ефимов В.П., продемонстрировав практическую значимость разработки в ее повседневном использовании на рабочих местах сотрудников Министерства.

Результаты использования системы - сокращение времени разработки планов социально-экономического развития на уровне муниципалитетов, повышение обоснованности принимаемых решений. Достижение подобных результатов возможно только вследствие конструктивного взаимодействия Министерства экономики Республики и территориального управления статистики, которое разместило на своих производственных мощностях хранилище данных, представляемых Министерству для проведения аналитических и прогнозных работ.

Несмотря на разную ведомственную принадлежность, Министерство экономики и статистическая служба работают в едином технологическом цикле сбора, обработки и анализа данных, необходимых органам власти для реализации возложенных на них функций. Руководитель статистической службы Республики Торговкина А.Т. видит предназначение статистики в том, чтобы отражать деятельность органов власти по выполнению ими своих функций перед гражданским обществом. Если бы такую гражданскую позицию разделяли все руководители статистических служб в субъектах Российской Федерации, создание систем поддержки принятия управленческих решений в регионах шло бы более быстрыми темпами и приводило к более ощутимым результатам. Логическим звеном информационно-аналитической работы в Республике является функционирование Ситуационного центра Администрации Президента Республики, показ которого завершил работу первого дня совещания.

Обсуждению результатов работ по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность органов власти республики и перспективам продолжения этих работ был посвящен второй день работы совещания.

С докладом о состоянии информатизации управленческих процессов в Республике на примере Министерства экономики выступил Ефимов В.П., который отметил необходимость продолжения работ по проекту в направления развития таких информационно-аналитических разделов системы как "Формирование и исполнение бюджета", а также вопросы муниципальной экономики.

Начальник отдела новой экономики Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Задирако И.Н. доложила о принципах и подходах к реализации проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Один из основных принципов реализации программных мероприятий - поэтапное реформирование отношений, складывающихся при внедрении и использовании ИКТ в государстве, обществе, бизнесе. ФЦП "Электронная Россия" имеет целью создание общей идеологической и методологической основы такого реформирования, изменения правовой системы в соответствии с новой социальной, технологической, политической парадигмой. На сегодняшний день правовое поле информационных отношений крайне неупорядочено, так, например, все существующие базы данных в органах власти носят справочных характер и не являются юридически значимыми, что не позволяет использовать данные из них при рассмотрении судебных споров.

Второй важный принцип реализации проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия" - это соответствие выполняемых проектов общим принципам построения архитектуры электронного государства, таким как электронный административный учет, электронный аудит, электронное раскрытие информации, электронные административные процессы,

а также функциональным типовым требованиям ("стандартам") в рамках решения отдельных прикладных проектов, таких как электронный документооборот, система персонального учета населения, госзакупки и т.д.

Стандарты и функциональные типовые требования создаются и апробируются в рамках пилотных проектов "Электронной России". Именно таким образом организовано выполнение региональных проектов программы по линии Минэкономразвития России по принципу софинансирования: регион финансирует то, что в результате проекта будет использовано на его территории, а федеральное финансирование направлено на оплату тех типовых методических подходов, решений и стандартов, которые могут быть предложены для тиражирования в другие регионы. При этом предлагаемые для тиражирования решения должны быть отчуждаемы от конкретного разработчика и технологически нейтральны в целях предупреждения возникновения монополии той или иной разработки.

Принцип софинансирования выполнения региональных проектов в 2005 году также будет реализован Минэкономразвития России, однако соотношение финансирования из федерального центра и регионов будет выдерживаться на уровне 30:70. Это объясняется ростом числа реализуемых проектов при сохранении объемов ежегодного финансирования ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития России на уровне примерно 580-600 млн.

Если в первые годы реализации программы в региональных проектах Министерство пыталось софинансировать реализацию хороших идей, то теперь мы переходим на финансирование хороших результатов, достигнутых в отдельных регионах, с тем, чтобы закрепить успех, самостоятельно достигнутый регионом, а также продемонстрировать работающие на результат решения в очень короткие сроки после старта проекта. В 2006 году перед Министерством стоит задача финансировать прежде всего тиражирование типовых решений. Принимая решения о том, какие регионы будут вовлечены в эти работы, мы будем оценивать то, что сделано к этому моменту в регионе, каково софинансирование проекта, нормативно-правовая база, общая и технологическая готовность региона к внедрению типовых решений, сложилась ли команда единомышленников, способных довести проект до реализованного, работающего результата.

Минэкономразвития России в числе приоритетных проектов ближайшего времени рассматривает работы по созданию системы персонального учета населения (при координации этих работ с созданием социальных регистров льготников, с введением паспортов нового поколения), единый документооборот в земельно-имущественном комплексе, электронные закупки для государственных нужд, а также системы поддержки принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях.

Реализация этих проектов идет в трех группах регионов:

- наиболее продвинутые регионы, где отрабатываются типовые решения,

- регионы, внедряющие типовые решения и разработанные стандарты,

- регионы, вовлекаемые в проекты "Электронной России" прежде всего инфраструктурной направленности (например, по созданию центров общественного доступа к Интернету и общедоступным информационным ресурсам).

В настоящее время в региональные проекты Минэкономразвития России вовлечено 36 регионов и 11 муниципалитетов, предположительно по итогам 2005 года число субъектов Российской Федерации, работающих по линии "Электронной России", может увеличиться до 50.

"Электронная Россия", как реформа общественных отношений, будет осуществляться через новые административные процессы, которые становятся возможными благодаря новым информационным технологиям, реализуемым в соответствии с принятыми стандартами.

В рамках семинара 17-18 февраля состоялось обсуждение докладов и результатов работ по выполняемому в Республике Саха (Якутия) проекту. Обсуждение показало, что направление на выработку типовых решений и стандартов не только поддерживается участниками дискуссии, но и реализуется в ряде регионов самостоятельно. Представитель Ямало-Ненецкого автономного округа, начальник Департамента стратегического развития, информационных ресурсов и систем управления Гмызин С.В. предложил Минэкономразвития России рассмотреть опыт создания региональной информационной системы по оценке и управлению использованием природных ресурсов региона в качестве типовой для последующего тиражирования в других субъектах Федерации. Данная разработка выполнена полностью за счет регионального финансирования. Описание системы направлено в Институт архитектуры электронного государства для экспертизы.

По результатам семинара-совещания подготовлены рекомендации, которые направлены в Минэкономразвития России и всем участникам мероприятия. Участвовавшие в семинаре представители регионов оценили его как полезное для налаживания горизонтальных контактов, а также для расширения своего представления о возможностях российского бизнеса в реализации ИКТ-проектов в стране.